Преломление традиций фольклора в технике композиции башкирских композиторов (на примере фортепианной пьесы Р. Касимова «908»)

Ninel F. Garipova

Аннотация


В искусстве России начала XX века произошли знаковые процессы, обогатившие её музыкальную культу-
ру. «Бесписьменный» фольклор национальных республик начал активно искать пути к сближению с академи-
ческой европейской музыкальной системой. Так было и в Башкирии, где параллельное существование евро-
пейской и восточной музыкальных традиций на протяжении XVI–XIX веков эволюционно привело к периоду
их активного взаимодействия.
На начальном этапе становления и развития башкирской фортепианной музыки, а также и впоследствии,
наиболее распространённым стал жанр миниатюры, где апробировались принципы соединения противопо-
ложных музыкальных систем Востока и Запада. В начале этого пути заметно воплощение поверхностного
фольклорного слоя: отражение картин природы Урала и бытовых сцен народной жизни, во многом интуитив-
ное использование лада, орнаментики и других признаков музыкального языка.
Понять менталитет народа, его древнее историческое прошлое, проникнуть в более глубокие фольклор-
ные пласты композиторы стремятся в 1980-е годы. Этому способствовало внимание историков и фольклори-
стов к изучению народного эпоса, религиозным устоям, а также распространение новой информации через
опубликование результатов ряда исследовательских работ. Данные процессы нашли отражение в образном
строе сочинений, что привело в свою очередь к поиску оптимальных средств композиции. Органичное пре-
творение новых традиций проявилось в пьесе Рафаила Касимова «908», где глубоко и ярко взаимодействуют
интонационная лексика башкирского фольклора и современные средства композиции, техники фортепианного
исполнительства.

Ключевые слова: Рафаил Касимов, башкирское фортепианное искусство, башкирский фольклор, фортепи-
анная пьеса «908» Р. Касимова.


Полный текст:

PDF

Литература


Atanova L. P. O bashkirskikh epicheskikh napevakh. Obraztsy notnykh zapisey [About Bashkir Epic Melodies. Specimens of Musical Notation]. Bashkirskiy narodnyy epos [Bashkir Folk Epos]. Compiled by A. C. Mirbadaleva, M. M. Sagitov, A. I. Kharisov. Moscow, 1977, pp. 493–494.

Akhmetgaleeva G. B. Bashkirskoe narodnoe muzykal'no-poeticheskoe tvorchestvo (voprosy klassifikatsii): avtoref. dis. … kand. filol. nauk [Bashkir Folk Musical-Poetical Creativity (Issues of Classification): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. Ufa, 2005. 22 p.

Garipova N. F. Intonatsionnaya leksika i stilistika fortepiannykh proizvedeniy bashkirskikh kompozitorov [Intonational Vocabulary and Stylistics of Piano Works by Bashkir Composers]. Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, Laboratory of Musical Semantics. Ufa, 2002. 104 p.

Zhossan N. Yu. Pretvoreniye fol'klora v rakurse postmodernizma (na materiale otechestvennoy muzyki vtoroy poloviny XX v.) [Realization of Folklore in the Perspective of Postmodernism (on the Material of Russian Music of the Second Half of the 20th Century)]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarchip]. 2016. No. 2 (23), pp. 25–34. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.025-034.

Zaripov N. Т., Sagitov M. М. Bashkirskiy narodnyy epos [Bashkir Folk Epos]. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. T. 1: Epos [Bashkir Folk Art. Volume 1: The Epos]. Compiled by M. M. Sagitov. Ufa: Bashkir Publishing House, 1987. 544 p.

Sypalo N. V. Fortepiannoye tvorchestvo kompozitorov Dagestana. K probleme evolyutsii natsional'noy kompozitorskoy shkoly: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Piano Music by Composers of Dagestan. Concerning the Issue of Evolution of the National School of Composition: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2016. 26 p.

Sultangareyeva R. A. Magicheskiy fol'klor bashkir: spetsifika i miforitual'nye osobennosti repertuara [Magical Folklore of the Bashkirs: the Specificity and Mythological Features of the Repertoire]. Vestnik Chelyabinskogo gos. universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. 2014. No. 26 (355). Philology. Art History. Issue 93, pp. 108–114.

Suleymanov R. S. Zhemchuzhiny narodnogo tvorchestva Urala [Gems of the Folk Art of the Urals]. Ufa: Kitap, 1995. 248 p.

Khisamutdinova R. M. Poetika bashkirskoy protyazhnoy narodnoy pesni ozon-kyuy [The Poetics of the Bashkir Plangent Folk Song, the Ozon-Kuy]. Vestnik Chelyabinskoy gos. akademii kul'tury i iskusstva [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Art]. 2014. No. 3 (39), pp. 125–129.

Ul'masov F. A. O mnogomernosti vostochnoy monodii [About the Multidimensionality of Eastern Monody]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 3 (24), pp. 56–63.

Yunusova A. B. Islam v Bashkortostane [Islam in Bashkortostan]. Ufa: Ufimskiy poligrafkombinat, 1999. 353 p.

Yunusova V. N. Islam – muzykal'naya kul'tura i sovremennoe obrazovanie v Rossii: monografiya [Islam – Musical Culture and Modern Education in Russia: A Monographic Work]. Moscow: Khronograf, 1997. 152 p.

Antović Mihailo; Stamenković Dušan; Figar Vladimir. Association of Meaning in Program Music. On Denotation, Inherence, and Onomatopoeia. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 34, No. 2, December 2016, pp. 243. Figar 248. DOI: 10.1525/mp.2016.34.2.243.

Maes Pieter-Jan, Van Dyck Edith, Lesaffre Micheline, Leman Marc, Kroonenberg Pieter M. The Coupling of Action and Perception in Musical Meaning Formation. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 32, No. 1, September 2014, pp. 67–84. DOI: 10.1525/mp.2014.32.1.67.

McGowan Rebecca W., Levitt Andrea G. A Comparison of Rhythm in English Dialects and Music. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 28, No. 3, February 2011, pp. 307–314. DOI: 10.1525/mp.2011.28.3.307.

Ross Jaan, Lehiste Ilse. Timing in Estonian Folk Songs as Interaction between Speech Prosody, Meter, and Musical Rhythm. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 15, No. 4, Summer, 1998, pp. 319–333. DOI: 10.2307/40300861.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.160-166

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.