Страницы дореволюционной истории Московской консерватории: именные стипендии профессоров

Elena M. Shabshaevich

Аннотация


Автор статьи воскрешает забытые страницы истории Московской консерватории дореволюционного пе-
риода. Одним из важных факторов учебно-воспитательного процесса было назначение стипендий, которые
в то время служили пособием, полностью или частично покрывающим плату за обучение. Они назначались
талантливым, но малоимущим молодым людям, которые тем самым имели возможность получить высшее
музыкальное образование. Учредителями выступали организации (Московское отделение ИРМО, Московская
Городская Дума) и частные лица. Среди стипендий отдельный интерес представляют те, что носили имена вы-
дающихся профессоров Московской и Петербургской консерваторий: Н. Г. Рубинштейна, А. Г. Рубинштейна,
П. И. Чайковского, В. И. Сафонова, Д. В. Разумовского, Н. И. Зарембы, Н. А. Губерта. Стипендии консерва-
торских профессоров получали, в частности, скрипач А. А. Литвинов, пианистки Е. Ф. Гнесина, В. К. Миллер,
М. С. Неменова-Лунц, певец С. А. Борисоглебский, а также композитор и пианист С. В. Рахманинов. На сред-
ства стипендии имени П. И. Чайковского совершил своё заграничное артистическое путешествие в 1902 году
другой великий музыкант – А. Н. Скрябин.
Статья содержит выдержки из архивных документов, на основании которых действовали правила назна-
чения стипендий и финансовые условия их обеспечения. Используются ранее не публиковавшиеся материалы
фондов Российского государственного архива литературы и искусства. Персональные стипендии, учреждён-
ные в честь прославленных педагогов того учебного заведения, в котором получают образование стипендиаты,
служат для них сильным мотивирующим фактором.

Ключевые слова: Московская консерватория, именные стипендии, Н. Г. Рубинштейн, А. Г. Рубинштейн,
П. И. Чайковский, Д. В. Разумовский, Н. И. Заремба, Н. А. Губерт, В. И. Сафонов, И. В. Гржимали, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин.


Полный текст:

PDF

Литература


Nikolaeva E. V. Perspektivy razvitiya v Rossii istorii muzykal’nogo obrazovaniya kak nauki [Prospects for Development of the History of Musical Education as a Discipline in Russia]. Vestnik kafedry YUNESKO “Muzykal’noe iskusstvo i obrazovanie” [Bulletin of the UNESCO Department “The Art of Music and Education”]. 2016 (1), pp. 142–149.

Moskovskaya konservatoriya v ee istoricheskom razvitii (k 150-letiyu so dnya osnovaniya): materialy Vseros. nauch. konf. pyatoy sessii Nauchnogo soveta po problemam muzykal’nogo obrazovaniya [The Moscow Conservatory in its Historical Development (150 years from its Founding): Materials of the Russian Scholarly Conference of the Fifth Session of the Academic Council for Issues of Musical Education]. Edited by V. I. Adishchev, K. S. Zenkin. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2016. 190 p.

Polotskaya E. E. P. I. Chaykovskiy i stanovlenie kompozitorskogo obrazovaniya v Rossii: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [P. I. Tchaikovsky and the Formation of Education for Composers in Russia: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2009. 435 p.

Shabshaevich E. M. O nesostoyavshemsya proekte kontsertnogo zala imeni N. G. Rubinshteyna [About the Frustrated Project of Founding the N. G. Rubinstein Concert Hall]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2016. No. 3, pp. 1–6.

Barbaki M. The Role of Music in the Education of Yong Male Workers in Nineteenth-Century Greece: the Case of Charity Institutions. Music Educational Research. 2015. Vol. 17. No. 3, pp. 327–339.

Beltinger E. P., Baker R. B. The Effects of Student Coaching: An Evaluation of a Randomized Experiment in Student Advising. Educational Evaluation and Policy Analysis. 2014. Vol. 36. No. 1, pp. 3–19.

Franz N. The Legacy and Future of a Model for Engaged Scholarship: Supporting a Broader Range of Scholarship. Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2016. Vol. 20. No. 1, pp. 217–221.

Greenhow C., Gleason B. Social Scholarship: Reconsidering Scholarly Practices in the Age of Social Media. British Journal of Educational Technology. 2014/5/1. Vol. 45. No. 3, pp. 392–402.

Kallberg J., Lowe M.D., Bloechi O. Rethinking Difference in Music Scholarship. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 100 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.153-159

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.