Символика аудиального пространства музыкального текста (Шестая симфония Авета Тертеряна)

Anna B. Tikhomirova

Аннотация


Выразительные и формообразующие функции сонористической темброфактуры раскрываются в ряде
аспектов, среди которых важное место занимает семиотическая функция пространственной организации му-
зыкального текста. Аудиальное пространство Шестой симфонии Авета Тертеряна выступает в качестве важно-
го тематического и композиционного компонента. Пространственные характеристики музыкальной фактуры
содержат в себе «коды», осуществляющие символическую связь между музыкой и её реципиентами.
Семиотическое поле симфонии А. Тертеряна отражает диалог культур, порождённый эстетической, рели-
гиозной и философской позицией композитора. В системе музыкального языка композитора организация ауди-
ального пространства выступает в роли лексики (тематических единиц) и грамматики (принципа организации
музыкального хронотопа). Функцию лексических единиц выполняют 1) тембры-символы, воспринимаемые
как «голоса во времени» и 2) искусственно созданный образ звучащего пространства, в котором осущест-
вляются образно-тематические арки к храмовой акустике, природным ландшафтам, метафизичскому диалогу
«мира видимого» и «мира невидимого». Аудиальное пространство Шестой симфонии раскрывает ряд базовых
модусов творческого сознания художника и породившей его культуры.
Соотношение элементов лексики различного порядка на фоническом, тембро-структурном, семантическом
уровнях формирует уникальную логику композиции. Музыкально-акустический хронотоп симфонии отражает
восточно-христианскую картину мира, одним из глубинных признаков которой явлется логоцентричное осно-
вание, что раскрывается в архитектонике симфонии. Образ Слова формирует основу тематизма и концепцию
музыкальной формы. В организации аудиального пространства раскрывается иконическая природа музыкаль-
ного текста.
Благодаря многочисленным высказываниям композитора, дающим настройку на восприятие произведе-
ния, осуществляется возможность выхода в надмузыкальную сферу творческого сознания. На этом уровне
симфонизм функционирует как инструмент религиозно-философского познания.

Ключевые слова: Авет Тертерян, симфонизм, сонористическая темброфактура, семиотическая функция
аудиального пространства.


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovsky M. G. Muzykal’nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Its Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 343 p.

Katunyan M. I. Avet Terteryan. Mir po gorizontali i vertikali. Interv’yu s kompozitorom [Avet Terteryan. The World of the Horizontal and the Vertical. Interview with the Composer]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1997. No. 3, pp. 48–50.

Lotman Yu. M. Tekst v tekste [The Text in the Text]. Lotman Yu. M. Stat’i po semiotike kul’tury i iskusstva [Articles about Semiotics of Culture and Art]. St. Petersburg, 2002, pp. 58–78.

Martirosyan A. A. Mashtots [Mashtots]. Edited by S. S. Arevshatyana; Matenadaran – Mashtots Institute of Ancient Manuscripts. Yerevan: Publishing House of the Armenian SSR Academy of Sciences, 1988. 257 p.

Matsievsky I. V. Kontonatsiya i formoobrazovanie (v muzyke evropeyskoy i vneevropeyskoy, traditsionnoy i sovremennoy) [Contonation and Form-Generation (In European and Non-European, Traditional and Modern Music)]. Matsievsky, I. V. V prostranstve muzyki. T. 1 [In the Space of Music. Vol. 1.]. St. Petersburg, 2011, pp. 3–33.

Nazaykinsky E. V. Zvukovoy mir muzyki [The Sonic World of Music]. Moscow: Musika, 1988. 254 p.

Orlov G. A. Drevo muzyki [The Tree of Music]. Second Edition, Revised. St. Petersburg: Kompozitor – St. Petersburg, 2005. 440 p.

Terteryan R. A. Besedy s Avetom Terteryanom [Conversations with Avet Terteryan]. Ekaterinburg; Moscow: Kabinetnyy uchenyy, 2014. 184 p.

Shukurov Sh. M. Vizantiya i Islam. Preodoleniye chuzhdosti. Formirovanie tsivilizatsionnykh otnosheniy [Byzantium and Islam. The Overcoming of Otherness. The Formation of Civilizational Relations]. Iskusstvo Vostoka. Vyp. 3: Sravnitel’noe izuchenie traditsiy [The Art of the East. Issue 3: A Comparative Study of Traditions]. Edited and Compiled by T. E. Morozova. Moscow, 2008, pp. 106–122.

Belzen J. A. Music and Religion: Psychological Perspectives and their Limits. Archive for the Psychology of Religion. 2013. Volume 35. Issue 1, pр. 1–29.

Bueno I. Guido Terreni at Avignon and the “Heresies” of the Armenians. Medieval Encounters. 2015. Volume 21, Issue 2–3, pр. 169–189.

Fowler C. A Progressive View on Religion and Modern Art. Religion and the Arts. 2015. Volume 19, Issue 5, pр. 488–530.

Laack I. Sound, Music and Religion: A Preliminary Cartography of a Transdisciplinary Research Field. Method & Theory in the Study of Religion. 2015. Volume 27, Issue 3, pр. 220–246.

Russell J. R. The Armenian Magical Scroll and Outsider Art. Iran and the Caucasus. 2011. Volume 15, Issue 1–2, pр. 5–47.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.135-141

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.