Воплощение театрально-образной пасторали в клавирных сонатах Гайдна

Amina I. Asfandyarova

Аннотация


В самых разных музыкальных сочинениях Гайдна – операх, симфониях, кантатах и ораториях – широко
проявила себя пасторальная лирика, однако наиболее тонкое выражение пастораль нашла в камерной музыке.
Присутствуя во всех частях цикла, наиболее часто и непосредственно пастораль проявляется именно в медлен-
ных частях сонат. При анализе интонационной лексики медленных частей фортепианных сонат Гайдна обна-
руживается особый способ воплощения пасторали – театрально-образный. Возможно наметить и условную
классификацию такого типа гайдновской пасторали, когда сюжет музыкальной темы представлен и театраль-
ной сценой-диалогом, и монологом, а также сценой-дивертисментом с музыкальным сопровождением. Всё
сказанное имеет значение для постановки художественных задач пианистического интонирования.
Возведённая в высшую степень условности исполнительская трактовка таких музыкальных тем диктует
пианисту необходимость осознанных и регламентированных действий в контексте «театральной сцены», не
допускает эмоциональных преувеличений, излишеств в выборе исполнительских средств: динамики, агогики,
темпов и педали. «Узнаваемость» пасторали – не в вокально-речитативном, аффектированно-романтическом
изложении, а во внешней театральности тонких чувствований, культивировании изысканных деталей. Сверх-
задачей исполнения выступает воссоздание лирических, интимных переживаний, выразительности и искренно-
сти эмоции в рамках регламентированного, неэкспрессивного изложения, в галантной манере «из манжет».

Ключевые слова: Й. Гайдн, фортепианные сонаты, пастораль в музыке.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Bulycheva A. V. Affekt i chuvstvo v liricheskikh tragediyakh Zh. B. Lulli [Affect and Feeling in the Lyrical Tragedies by Jean-Baptiste Lully]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1997. No.1, pp. 74–82.

Dmitrieva N. A. Kratkaya istoriya iskusstv [A Concise History of the Arts]. Moscow: Iskusstvo, 1991. 318 p.

Kazantseva L. P. Muzykal’nyy portret [A Musical Portrait]. Moscow: NTTs “Konservatoriya,” 1995. 124 p.

Kirillina L. V. Klassicheskiy stil’ v muzyke XVII – nachala XVIII vekov [The Classical Style in the Music of the 17th and Early 18th Centuries]. Moscow: Moscow State Conservatory, 1996. 181 p.

Konen V. D. Teatr i simfoniya. Rol’ opery v formirovanii klassicheskoy simfonii [The Theater and the Symphony. The Role of the Opera in the Formation of the Classical Symphony]. Moscow: Muzyka, 1975. 371 p.

Kremlev Yu. A. Yozef Gaydn: Ocherk zhizni i tvorchestva [Joseph Haydn: A. Sketch of his Life and Creativity]. Moscow: Muzyka, 1972. 320 p.

Livanova T. N. Zapadnoyevropeyskaya muzyka XVII – XVIII vekov v ryadu iskusstv: issledovaniye [Western European Music of the 17th and 18th Centuries: A Research Work]. Moscow: Muzyka, 1977. 528 p.

Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Intonational Formula and the Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute for Art Studies, 1999. 308 pp.

Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal’noy temy [Semantic Analysis of the Music Theme]. Moscow: Russian Gnessins’ Academy of Music, 1998. 265 p.

Yakimovich A. K. Ob istokakh i prirode iskusstva Vatto [About the Sources and the Nature of the Art of Watteau]. Zapadnoyevropeyskaya khudozhestvennaya kul’tura XVIII veka [Western European Artistic Culture of the 18th Century]. Edited by V. Prokofiev. Moscow, 1980, pp. 41–79.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.051-057

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.