Яннис Ксенакис — линия жизни

Elena V. Ferapontova

Аннотация


Яннис Ксенакис (1922–2001) – уникальная фигура современной музыки, и это не только благодаря бунтарскому характеру его музыки, но также и тому научному подходу, который он привнес в процесс музыкальной композиции. Инженерное образование, опыт работы архитектора так же, как погружение в древнегреческую философию – всё это сформировало его подход к развитию новой теоретической основы музыки и стиля, построенного на уникальных композиционных методах.

Жизнь композитора была нелегка. Ксенакис родился в городе Браила (Румыния). В 1932 году его семья возвратилось в Грецию. Он получил образование в Политехническом институте в Афинах. Во время Второй мировой войны Ксенакис участвовал в греческом сопротивлении. Он получил серьёзную травму лица, следствием которой стала потеря одного глаза. Ксенакис бежал с подложным паспортом в Париж (1947). В Греции он был заочно приговорён к смертной казни как противник нового режима, поддержанного Великобританией. В Париже Ксенакис работал с архитектором Ле Корбюзье и как его помощник разработал проект павильона «Филипс» в Брюсселе (1958). В начале 1950-х он сформулировал теорию стохастической музыки. Став одним из первых, кто использовал компьютерные программы в музыке, Ксенакис создал свой собственный компьютер – UPIC. Он издал сборник статей о связи музыки, архитектуры и математики – «Формализованная музыка» (1963). Ксенакис основал Центр математики и автоматики музыки (CEMAMu) (1972). Он оставил более 150 сочинений: оркестровые, камерно- ансамблевые и сольные произведения, множество вокальных сочинений, в том числе музыкальные трагедии, «политопы» – музыкально-световые спектакли.

Ключевые слова: Яннис Ксенакис, музыка XX века, поставангард, точные науки в музыкальной композиции

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.