Домровые штрихи и их корреляция со штрихами других инструментов

Tatiana N. Smirnova

Аннотация


В статье автор выявляет соотношение домровых штрихов со
штрихами других инструментов, в частности, скрипкой, ба-
яном и фортепиано. Необходимость этого возникла в связи
с распространённой практикой переложений для домры, где
штрихи в новых инструментальных условиях требуют пере-
осмысления. Актуальность вопроса о домровых штрихах
обусловлена его неизученностью и отсутствием в методи-
ческих и нотных текстах единой системы указаний и стро-
гого понятийно-терминологического аппарата. Автор статьи
уточняет определение категории штриха, который осмысли-
вается составной частью артикуляции; предлагает класси-
фикацию домровых штрихов, зафиксированных в специ-
альной таблице; распределяет основные и дополнительные
штрихи в направлении от legatissimo к staccatissimo; даёт
наглядную таблицу аппликатуры и позиций на трёхструн-
ной малой домре, что может способствовать наиболее точ-
ному озвучиванию штрихов для достижения желаемой ар-
тикуляции. В статье предпринята попытка научного подхода
в описании и уточнении каждого из группы слитных и раз-
дельных штрихов. Принципиально важным при этом стало
привлечение (с учётом звукообразования на домре) положе-
ний М. Имханицкого о роли в артикуляционно-штриховой
системе факторов не только слитности-раздельности, а и
акцентности-безакцентности.

Ключевые слова: домра, штрих, артикуляция, слитность-
раздельность, акцентность-безакцентность


Полный текст:

PDF

Литература


Artikulyatsiya [Articulation]. Muzykal’nyy entsiklopedicheshiy slovar’ [Musical Encyclopedic Dictionary]. Moskow, 1990, р. 43.

Braudo I. A. Artikulyatsiya: o proiznoshenii melodii [Articulation – On Pronunciation of Melody]. Leningrad: Muzgiz, 1961. 196 p.

Govorushko P. I. Osnovy igry na bayane [The Basics of Playing the Accordion]. Moscow: Muzyka Press, 1966. 78 p.

Yegorov B. M. Sredstva artikulyatsii i shtrikhi na bayane [The Means of Articulation and Strokes on the Accordion]. Voprosy professional’nogo vospitaniya bayanista [Questions of the Professional Education of an Accordionist]. Moscow: GMPI im. Gnesinykh. Issue 48, 1980, pp. 86–112.

Yegorov B. M. K voprosu o sistematizatsii bayannykh shtrikhov [Concerning the Question of Systematizing the Accordion Strokes]. Bayan i bayanisty [The Accordion and Accordionists]. Issue 6. Moscow, 1984, pp. 104–128.

Imkhanitskiy M. I. Novoe ob artikylyatsii i shtrikhakh na bayane [New Material on Articulation and Strokes on the Accordion]. Moscow: RAM im. Gnesinykh, 1997. 44 p.

Lips F. R. Iskusstvo igry na bayane [The Art of Playing the Accordion]. Moscow: Muzyka, 1985. 157 p.

Mal’ter L. I. Tablitsy po instrumentovedeniyu [Tables for Instrument Studies]. Third Edition. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1972. 135 p.

Nazaykinskiy E. V. O psikhologii musikal’nogo vospriyatiya [On the Psychology of Musical Perception]. Moscow: Muzyka Press, 1972. 384 p.

Onegin A. E. Shkola igry na bayane: uchebnoe posobie [The School of Playing the Accordion: a Tutorial Manual]. Moscow: Muzyka Press, 1990. 226 p.

Rogal’-Levitskiy D. M. Besedy ob orkestre [Conversations about the Orchestra]. Moscow: Muzgiz, 1961. 288 p.

Spetsial’nyy klass tryokhstrunnoy domry: programma dlya detskikh i vechernikh muzykal’nykh shkol [A Specialized Class of Performance on the Three-Stringed Domra. Program for Children’s and Evening Musical Schools]. Moscow: Vsesoyuzny metodichesky kabinet po uchebnym zavedeniyam iskusstv I kultury, 1978. 72 p.

Stavitskiy Z. I. Nachal’noe obuchenie igre na domre [Beginning Instruction for Playing the Domra]. Leningrad: Muzyka Press, 1984. 64 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.