Теория музыкального содержания как наука

Valentina N. Kholopova

Аннотация


В статье представлено сравнение  теории музыкального содержания с  теориями семантики и герменевтики и определение первой из них как более широкой области. Автор упоминает ряд имён музыковедов России и других стран, внёсших вклад в развитие этой музыкальной дисциплины и сравнивает философскую диаду «формы и содержания» с семиотической диадой «плана содержания и плана выражения». Статья даёт краткое определение музыкального содержания как выразительно-смысловой сущности музыки.  Выделяются две тенденции музыковедческого подхода: семантизация композиционных элементов и разработка категорий музыкального содержания. Автор рассматривает асафьевскую интонацию как начальную единицу содержания в музыке. Она обнаруживается в системе языка (музыкальная лексема) и семиотике (музыкальная семема, семантема). К другим обсуждаемым категориям  музыкального содержания относятся специальное и неспециальное музыкальное содержание, сознательное и бессознательное в области восприятия музыкального содержания, три аспекта музыкального содержания (эмоциональный, изобразительный и символический, основанные на триаде признаков теории Пирса – икон, индекс, символ) и наукологическая девятиуровневая иерархия музыкального содержания (от содержания академической музыки в целом до содержания музыкальной композиции в восприятии слушателя).

Ключевые слова: музыкальное содержание, наука, семантика, герменевтика, приоритеты российского музыкознания

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.