На языке полуправды: музыкально-театральная сцена Хабаровска 1930-х годов как платформа антирелигиозной пропаганды

Svetlana S. Syrvacheva

Аннотация


Статья посвящена изучению пропагандистских идей и методов отечественного искусства 1930-х годов на
примере музыкальной комедии Д. Д. Пекарского «Миллион Антониев». Потребность в обновлении репер-
туара Хабаровского театра музыкальной комедии способствовала обращению дальневосточного компози-
тора к изданию Союза воинствующих безбожников и возникновению музыкально-театрального сочинения,
максимально соответствующего утвердившейся десятилетием ранее агитационной концепции искусства
(понятие Е. С. Власовой). Воспринявший антирелигиозную и антиклерикальную установку композитор
реализует заложенные в литературном первоисточнике идеи: опровержения религиозного знания посред-
ством научного знания, маскарада как образа жизни и служения верующих клириков и мирян, смешения ду-
ховного с коммерцией и политикой. Анализ отдельных сольных и хоровых номеров музыкальной комедии
Пекарского показал, что образы церковных служителей и жертвователей, представленных «классовыми
врагами», гротескно искажены, дополнены негативными штрихами, при этом сохранена иллюзия реали-
стичности изображения. При таком подходе обнаруживается феномен полуправды, позволявший власти в
рассматриваемый исторический период воздействовать на сознание граждан. Современное гуманитарное
знание включает в себя концепции, согласно которым антирелигиозная тематика произведений искусства
вынуждает эти произведения вступать в противоречие с собственной природой, препятствуя их жизнеспо-
собности.

Ключевые слова: Д. Пекарский, музыкальная комедия «Миллион Антониев», Хабаровский театр музы-
кальной комедии, антирелигиозная пропаганда в искусстве, советское искусство, агитационное искусство, му-
зыкальный гротеск.


Полный текст:

PDF

Литература


Arkhiepiskop Luka (Voyno-Yasenetskiy). Nauka i religiya [Science and Religion]. Moscow: OBRAZ, 2007. 192 p.

Bulavin M. V. Metody antireligioznoy propagandy v deyatel'nosti Soyuza voinstvuyushchikh bezbozhnikov na Srednem Urale [Methods of Anti- Religious Propaganda in the Activities of the Militant Atheists’ Union of the Mid-Urals Region]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [The Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Culturology and Art Studies. Questions of Theory and Practice]. 2011, No. 5 (11), Part 4, pp. 36–42.

Vlasova E. S. 1948 god v sovetskoy muzyke. Dokumentirovannoe issledovanie [The Year 1948 in Soviet Music. Documented Research]. Moscow: Klassika-XXI, 2010. 456 p.

Vlasova E. S. Sovetskoe muzykal'noe iskusstvo stalinskogo perioda. Bor'ba agitatsionnoy i khudozhestvennoy kontseptsiy: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedenia [Soviet Music of the Stalin Period. The Struggle between Ideological and Artistic Conceptions: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2010, 40 p.

Gradov G. Ya., Orlov Vl. Million Antoniev: p'esa v 4 d. [A Million Anthonies: Play in 4 Acts]. Moscow: Tsentral'nyy sovet Soyuza voinstvuyushchikh bezbozhnikov SSSR, 1931. 64 p.

Zhukovsky V. I., Koptseva N. P. Religiya i proizvedenie iskusstva [Religion and Works of Art]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of the Krasnoyarsk State University]. 2006, No. 10, pp. 3–10.

Maklygin A. L. Muzykal'nye kul'tury Srednego Povolzh'ya. Stanovlenie professionalizma [Musical Cultures of the Central Volga Region: The Formation of Professionalism]. Kazan: Kazan State Conservatory, 2000. 311 p.

Muzyka vmesto sumbura: Kompozitory i muzykanty v Strane Sovetov. 1917–1991 [Music Instead of Confusion: Composers and Musicians in the Soviet Union. 1917–1991]. Compl. by L. V. Maksimenkov. Moscow: Mezhdunarodnyy fond «Demokratiya», 2013. 864 p. (Rossiya. XX vek. Dokumenty [Russia. The 20th Century. Documents]).

Pryazhennikova M. V. Propaganda bezbozhiya v Vostochnom Zabaykalye v 1920–1930-kh gg. [Propaganda of Atheism in the Eastern Trans-Baikal Region in the 1920s and 1930s]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Culturology and Art Studies. Questions of Theory and Practice]. 2012, No. 12 (26). Part 2, pp. 158– 162.

Slezin A. A. Komsomol protiv religii: metamorfozy 1950-kh godov [The Communist Youth League against Religion: the Metamorphoses of the 1950s]. Ibid. 2016, No. 9 (71), pp. 183–187.

Solomonova N. A. Razmyshlyaya o yubilee [Reflecting on the Anniversary]. Muzykal'naya kul'tura Dal'nego Vostoka: mat. regional'noy nauch.-prakt. konf., posvyashch. 40-letiyu dal'nevostochnoy organizatsii Soyuza kompozitorov Rossii [Musical Culture of the Far East: Materials of the Regional Scholarly-Practical Conference Commemorating the 40th Anniversary of the Establishment of the Far Eastern Section of the Composers’ Union]. Issue 2. Khabarovsk: Khabarovsk State Institute of the Arts and Culture, 2001, pp. 3–12.

Cherkasov N. K. Zapiski sovetskogo aktera [Notes of a Soviet Actor]. Moscow: Iskusstvo, 1953. 386 p.

Chistova T. Yu. Tendentsii razvitiya operetty v sovetskoy kul'ture: 1930–1950-e gg.: avtoref. dis. … kand. kul'turologii [Trends in the Development of Operetta in Soviet Culture: from the 1930s to the 1950s: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Culturology]. Moscow, 2012. 20 p.

Shakhnazarova N. G. Paradoksy sovetskoy muzykal'noy kul'tury. 30-e gody [The Paradoxes of Soviet Musical Culture. The 1930s]. Moscow: Indrik, 2001. 128 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.128-136

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.