Вокальный цикл для меццо-сопрано, фагота и фортепиано «Черепки» Е. Панченко на стихи А. Ахматовой

Ekaterina V. Ivanova, Maksim A. Kharin

Аннотация


Вокальный цикл Елизаветы Панченко «Черепки» на стихи Анны Ахматовой – образец подлинно новатор-
ского современного воплощения специфической речевой интонации с её мельчайшими эмоциональными
оттенками, а также нестандартной трактовки солирующего инструментального тембра. Написанный для
вокально-инструментального трио (меццо-сопрано, фагот, фортепиано), цикл в то же время остаётся во-
кальным по существу и природе тематизма. Черты сквозного развития в цикле, непрерывное обновление
материала, свобода тематического развития, свойственные в большей степени инструментальным сочинени-
ям, в то же время ориентируются на повышенное внимание к микросинтаксическим единицам поэтического
и музыкального текста. Музыкальное содержание цикла изобилует характерными для музыки нынешнего
и ушедшего столетий высочайшими достижениями в области лада, гармонии, фактуры, интонации. Уже в
процессе репрезентации формируется диалог двух равноправных солистов – главных действующих лиц поэ-
мы. Впервые в вокальной музыке фагот трактуется как тембр голоса, не имеющего словесной характеристи-
ки незримого персонажа. Композитор претворяет контртенденцию образного содержания первоисточника,
скрытую в подтексте повествования: не только мать оплакивает несправедливо арестованного сына, но и
ещё живой сын прощается с матерью, не надеясь увидеться с ней.

Ключевые слова: А. Ахматова, Е. Панченко, Л. Гумилёв, вокальный цикл, Поэма «Черепки», фагот, речевая
интонация.


Полный текст:

PDF

Литература


Analiz vokal’nykh proizvedeniy [Analysis of Vocal Compositions]. Leningrad: Muzyka, 1988. 352 р.

Ivanova E. V. “You Cannot Leave your Mother an Orphan” (k predystorii odnoy muzykovedcheskoy raboty) [“You Cannot Leave your Mother an Orphan” (Concerning the Prehistory of one Musicological Text)]. Pesni tsikad: sbornik esse i statey [The Song of the Cicadas: a Compilation of Essays and Articles]. Compiled by L.V. Dubakov; Yaroslavl L.V. Sobinov College of Music. Yaroslavl, 2016, рр. 11–13.

Popov V. S. Chelovecheskiy golos fagota. Instrument i ego istoriya, problemy pedagogiki i ispolnitelstva: dis. …kand. iskusstvovedeniya [The Human Voice of the Bassoon. The Instrument and its History: Issues of Pedagogy and Performance: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2014. 378 p.

Ruchyevskaya E. A. Tematizm i forma v metodologii analiza muzyki XX veka [Thematicism and Form in the Methodology of Analysis of Twentieth Century Music.]. Raboty raznykh let: sb. statey: v 2 t. T. 1: Stat’i. Zametki. Vospominaniya [Works from Various Years: Compilation of Articles in 2 Volumes. Vol. 1: Articles. Notes. Memories]. St. Peterburg, 2011, pp. 337–388.

Ruchyevskaya E. A. O metodakh pretvoreniya i vyrazitelnom znachenii rechevoy intonatsii [Concerning the Methods of Implementation and the Expressive Meaning of Speech Intonation]. Ibid. T. 2: O vokalnoy muzyke [Volume 2: On Vocal Music]. St. Peterburg, 2011, pp. 91–134.

Vande Moortele S. In Search of Romantic Form. Music Analysis, 2013. No. 32, pp. 404–431. DOI: 10.1111/musa.12015.

Zavlunov D. Constructing Glinka. The Journal of Musicology. 2014. Vol. 31, No. 3, pp. 326–353.

Zohn S. The Baroque Concerto in Theory and Practice. The Journal of Musicology, Vol. 26 No. 4, Fall 2009, pp. 566–594. DOI: 10.1525/jm.2009.26.4.566.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.121-127

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.