Дискурс женской природы в музыкознании

Vladimir S. Orlov

Аннотация


Статья рассматривает направление гендерного музыкознания в англо-американском музыковедении; крити-
ческому рассмотрению подвергается основная теоретическая база данной дисциплины, её терминология и
комплекс главных идей, а именно: «чёрно-белый» принцип разделения всего и вся на сферы маскулинного
и фемининного, отсутствие более сложного и адекватного понятийного аппарата и т. п. К примеру, во всём,
включая как музыкальные жанры, так и знаки нотного письма, также требуется усматривать вездесущие
признаки маскулинного и фемининного. Главным объектом рассмотрения являются работы С. Макклери –
их язык, концепции, получившие наибольшую известность (статья, утверждающая, что Девятая симфония
Бетховена представляет собой акт изнасилования). Вместе с тем, в данной статье делается попытка рассмо-
треть и достоинства гендерного музыкознания, в связи с чем анализируются взгляды представителей данно-
го направления на показательный пример – оперу «Кармен» Ж. Бизе, где явственно представлен конфликт
различных подходов (идеологий) – телесной, женской, свободной, – и мужской, духовной, буржуазной. Рас-
сматривается текущая полемика музыковедов-феминистов с П. ван-ден Торном, а также обсуждается более
широкое значение феминизма в музыкознании, сегодняшнем мире и обществе.

Ключевые слова: маскулинность и фемининность в музыке, гендерное музыкознание, англо-американское
музыкознание.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Brett, Philip. Round Table VIII: Cultural Politics (16th Congress of the IMS). Acta Musicologica, Vol. 69, Fasc. 1 (Jan. – Jun., 1997), pp. 45–53.

Statement by Stefano Castelvecchi. Musicology and Sister Disciplines. Past, Present, Future. (Proceedings of the 16th International Congress of the International Musicological Society). London, 1997. Ed. by David Greer. Oxford University Press, 2000. 681 p.

Higgins, Paula. Women in Music, Feminist Criticism, and Guerrilla Musicology: Reflections on Recent Polemics. Nineteenth-Century Music, 17 (1993), pp. 174–192.

McClary, Susan. Feminine Endings. Music, Gender and Sexuality. Minneapolis, 1991, 220 p.

McClary, Susan. ‘Getting Down Off the Beanstalk’. Minnesota Composers Forum Newsletter (January 1987), pp. 4–7.

Minow, Martha. Making All the Difference: Inclusion, Exclusion, and American Law. Ithaca, 1990, 424 p.

Schiff, David. The Bounds of Music: The Strange New Direction of Musical Criticism. The New Republic, 3 February 1992, pp. 32–37.

Showalter, Elaine. Critical Cross-Dressing: Male Feminists and the Women of the Year. Men in Feminism. Ed. by Alice Jardine and Paul Smith. New York, 1987, pp. 116–132.

Musicology and Difference. Gender and Sexuality in Music Scholarship. Ed. by Ruth Solie. University California Press, London. 1993, 353 p.

Solie, Ruth. What Do Feminists Want? A Reply to Pieter van den Toorn. The Journal of Musicology, Vol. 9, No. 4 (Autumn, 1991), pp. 399–410.

Van den Toorn, Peter. Music, Politics, and the Academy. University of California Press, London, 1995. 229 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.099-105

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.