Традиции игры на рояльной гармонике (Липецкая и Воронежская области)

Yesenia M. Petrova

Аннотация


Статья посвящена елецкой рояльной гармонике – традици-
онному музыкальному инструменту, получившему широкое
распространение на территории Липецкой области и север-
ных районов Воронежской. Рояльная гармоника сохранилась
во всех сферах художественной деятельности благодаря вы-
сокому качеству производства и эталонным для данной ло-
кальной традиции конструктивным и темброво-тесситурным
характеристикам. Инструментально-вокально-хореографиче-
ские формы в составе жанров музыкального фольклора Ли-
пецкой области и северных районов Воронежской области с
30-х годов XX века и до настоящего времени занимают цен-
тральное положение. В традиции наблюдается большое раз-
нообразие вариантов наигрышей, выявляются две жанровые
группы наигрышей: «под пляску» и «под проходку». Среди
инструментальных ансамблей в составе с рояльной гармо-
никой особой яркостью и выразительностью обладает дуэт
– рояльная гармоника и бубен, активно бытующий в южном
ареале. По степени владения инструментом выделяются два
стиля игры – «простая игра» и «игра с переборами». «Про-
стая» показательна в отношении сохранения (или воплоще-
ния) особенностей «старинной игры» – «как раньше играли».
«Игра с переборами» определяет исполнительские варианты
традиционных наигрышей в интерпретации гармонистов-
виртуозов, представляет различные приёмы варьирования.
Начиная с первых моделей, в рояльной гармонике были зало-
жены конструктивные особенности, определившие технику
игры на инструменте.

Ключевые слова: елецкая рояльная гармоника, фольклор
Липецкой и Воронежской областей, русские народные наи-
грыши, «игра с переборами»


Полный текст:

PDF

Литература


Bogina E. G. O sootnoshenii vokal’nogo i instrumental’nogo v yuzhnorusskoy chastushke: na primere vokal’noinstrumental’nykh traditsiy Lipetskoy oblasti [On the Correlation of Vocal and Instrumental in the Southern Russian Chastushka: Using the Example of the Vocal and Instrumental Musical Traditions of the Lipetsk Region]. Fol’klor: sovremennost’ i traditsiya: mater. Tret’ey mezhdunar. konf. Pamyati A. V. Rudnevoj [Folklore: Modernity and Tradition. Materials from the Third International Musicological Conference in Commemoration of A.V. Rudneva]. Edited by N. N. Gilyarova. Moscow: Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory, 2004, pp. 104–112.

Bogina E. G. “Stradaniya na tri chetverti”. Ob odnoy iz neplyasovykh chastushechnykh form Verhnego Podon’ya [“Suffering in Three Quarters”. Concerning One of the Non- Dance Forms of the Chastushkas in the Upper Don Region]. Fol’klor: istoricheskaya traditsiya i sovremennye polevye issledovaniya: mater. Chetvertoy mezhdunar. nauch. konf. pamyati A. V. Rudnevoy [Folk Music: Historical Tradition and Modern Areal Researches. Materials from the Fourth International Musicological Conference in Commemoration of A.V. Rudneva]. Edited and Compiled by N. N. Gilyarova and E. V. Biteryakova. Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory Press, 2012, pp. 84–91.

Bogina E. G. Fenomen “chastushechnogo” zvuka (po materialam Moskovskoy konservatorii 1993–2002 gg. [The Phenomenon of the “Chastushka” Sound (Based on Materials of Moscow Conservatory 1993–2002)]. Zvuk v traditsionnoy narodnoy kul’ture [Sound in Traditional Folk Culture] Moscow: Nauchtekhlitizdat, 2004, pp. 194–208.

Vertkov K. A. Russkie narodnye muzykal’nye instrumenty [Russian Folk Musical Instruments]. Leningrad: Muzyka Press, 1975. 280 p.

Mekhnetsov A. A. Kirillovskaya garmon’-khromka v traditsionnoy kul’ture Belozer’ya [The Kirillov Accordion- Khromka in the Traditional Musical Culture of Belozerye]. Scholarly Editor I. S. Popova. Vologda: Vologda Regional Scholarly-Methodical Center of Culture and Developing Qualifications, 2005. 220 p.

Mirek A. M. Garmonika. Proshloe i nastoyashchee: Nauchno-istoricheskaya entsiklopedicheskaya kniga [The Harmonica. Past and Present: Academic Historical Encyclopedic Book]. Moscow: Muzyka Press, 1994. 534 p.

Mirek A. M. Spravochnik po garmonikam [Reference Book on the Harmonica]. Moscow: Muzyka Press, 1968. 130 p.

Novosel’skiya A. A. Kniga o garmonike [A Book on the Harmonica]. Moscow; Leningrad: Izdaniye Narkomata Mestnoy Promyshlenosti RSFSR Press, 1936. 92 p.

Petrova E. M. Royal’naya garmonika: konstruktivnye osobennosti, traditsionnyy promysel i tekhnologiya proizvodstva [The Piano Harmonica: Features of Construction, Traditional Trade and Technology of Production]. Narodnaya traditsionnaya kul’tura v obrazovatel’nykh programmakh i nauchnykh issledovaniyakh: sbornik mater. Vseros. konf. 2008–2010 godov [The Traditional Culture of Folk Music in Educational Programs and Scholarly Studies: Compilation of Articles from the Russian Conference 2008–2010]. Executive editor I. B. Teplova. St.Petersburg: Publishing Polytechnic University, pp. 576–604.

Smirnov B. F. Iskusstvo sel’skikh garmonistov [The Art of Village Harmonica Players]. Moscow: Sovetskiy kompozytor Press, 1962. 171 p.

Shchurov V. M. Zhanry russkogo muzykal’nogo fol’klora: uchebnoe posobie [Genres of Russian Folk Music: Tutorial Manual]. In Two Volumes. Moscow: Muzyka Press, 2007. Vol. 1. 400 p.; Vol. 2. 656 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.