Ладовые основы классицизма в контексте мировоззрения XVIII века

Galina V. Rybintseva

Аннотация


Классицизм относится к числу наиболее значимых творческих достижений человечества. Основу сложив-
шегося в искусстве XVIII века музыкального классицизма составили равномерно темперированный строй
и мажоро-минорная ладовая система, которые пришли на смену пифагорейскому строю и совокупности
средневековых церковных ладов. Эти нововведения явились результатом длительного целенаправленного
научного поиска мыслителей и музыкантов по созданию идеального музыкального строя. Это полностью
соответствовало общему умонастроению эпохи Просвещения с её преклонением перед Разумом – Боже-
ственным и человеческим.
Названные новации составили художественную аналогию образам бесконечного однородного простран-
ства и гелиоцентрической системы мира, которые оттеснили на второй план средневековые представления
об иерархическом мироустройстве с Землёй в качестве абсолютного центра. Социальным аналогом перехода
к централизации лада и тональной организации звучания можно считать становление французского абсолю-
тизма, а также созданное просветителями учение об идеальном чётко структурированном сообществе равных
перед Богом людей во главе с просвещённым монархом.
Представленные в статье космологические и социальные аналогии свидетельствуют о том, что ладовые
основы музыкального классицизма полностью отвечали центральной мировоззренческой установке эпохи, а
именно, убеждённости в Разумно-Божественных основаниях искусства, природы и социума.

Ключевые слова: классицизм, темперированный строй, мажоро-минор, гелиоцентрическая система, соци-
альная структура.


Полный текст:

PDF

Литература


Аdorno T. Izbrannoye. Sotsiologiya muzyki [Selected Writings. The Sociology of Music]. Moscow; St. Petersburg: Universitetskaya kniga, 1999. 202 p.

Аdorno T. Filosofiya novoy muzyki [The Philosophy of New Music]. Moscow: Logos, 2001. 352 p.

Kirillina L. V. Klassicheskiy stil’ v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch. 2: Muzykal’nyy yazyk i printsipy muzykal’noy kompozitsii [The Classical Style in the Music of the 18th and Early 19th Century. Part 2: The Musical Language and the Principles of Musical Composition]. Moscow: Kompozitor, 2007. 224 p.

Livanova T. N. Istoriya zapadnoevropeyskoy muzyki do 1789 goda. T. 2 [The History of Western European Music until 1789. Volume 2]. Moscow: Muzyka, 1982. 670 p.

Tarnas R. Istoriya zapadnoyevropeyskogo myshleniya [The History of Western European Thought]. Moscow: Kron-Press, 1995. 448 p.

Tyulin Yu. N. Ucheniye o garmonii [The Teaching of Harmony]. Moscow: Muzyka, 1966. 224 p.

Gallardo C. L. G., Murphy P. “These are the tones commonly used”: The Tones de canto de órgano. Spanish baroque music theory. Eighteenth-Century Music. Vol. 13. Issue 1. March 2016, pp. 73–93.

Gon F., Rumph St. Mozart and Enlightenment Semiotics. Ad Parnassum. Vol. 12. No. 24. October 2014, pp. 182–184.

Grave F. Recuperation, transformation and the transcendence of major over minor in finale of Haydn’s string quartet op. 76 no. 1. Eighteenth-Century Music. Vol. 5. Issue 1. March 2008, pp. 27–50.

November N. Beethoven’s Theatrical Quartets: Opp. 59, 74 and 95. Cambridge University Press, 2013. 298 p.

November N.: Editing Beethoven’s Middle- Period Quartets: Performers, Scholars and Sources in Dialogue. Ad Parnassum. Vol. 12. No. 24. October 2014, pp. 31–55.

Rosen Ch. The Classical Style: Haydn, Mozart, Beethoven. Expanded edition. W. W. Norton & Company. New York; London, 1997. 533 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.033-038

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.