Музыкальный быт «малого двора» и оперное творчество Д. С. Бортнянского

Irina V. Polozova

Аннотация


Проблема изучения русского музыкально-театрального искусства XVIII века в настоящее время является
весьма актуальной, что подтверждается малой изученностью образцов этого жанра в современном музы-
кознании и его явной недооценкой. Одним из основоположников российского музыкального театра является
композитор Д. С. Бортнянский, сыгравший особую роль в становлении и развитии музыкального театра
XVIII века. Его творческая деятельность капельмейстера протекала при «малом дворе» наследника престола
Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны. В Павловске и Гатчине, где Мария Фёдоровна образова-
ла труппу «благородных актёров», состоялись премьеры трёх опер Бортнянского («Празднество сеньора»,
«Сокол», «Сын-соперник»).
Эстетика придворного искусства опиралась на принципы галантности и «приятности», что во многом
детерминировало стилистику рассматриваемых опер Бортнянского. К характерным чертам его театральных
произведений для «малого двора» следует отнести: рекреативную функцию спектакля; тяготение к бескон-
фликтному типу драматургии (либо к существенному ослаблению конфликта); стабильное обращение к жан-
ру пасторали; обязательное счастливое разрешение сюжетных коллизий; акцентуацию сюжетных мотивов,
способствующих созданию атмосферы галантности; намеренную идеализацию персонажей, показ их исклю-
чительного благородства. В музыкальном отношении это: простота и прозрачность гомофонной фактуры;
гибкость и плавность мелодического развития; характерное тональное и гармоническое развитие; несложная
композиционная драматургия; опора на танцевальные жанры. Вместе с тем композитор в своих произведениях
создаёт первые в русской опере образцы драматических вокальных номеров, раскрывающих сильные душев-
ные переживания и страсти героев (ария Донны Леоноры из II д. «Сына-соперника»).
Таким образом, служба при «малом дворе» позволила раскрыть природное дарование Бортнянского, его
мелодический дар и попытки показать богатство внутреннего мира человека.

Ключевые слова: «малый двор» наследника Павла Петровича, галантное искусство, пастораль, опера,
творчество Д. С. Бортнянского, русское оперное искусство XVIII века.


Полный текст:

PDF

Литература


Anan’ev A. A. Zdes’ velika okhota do spektakley, odni repetitsii i pokazy… [There is a Great Desire for Performances Here, Nothing but Rehearsals and Shows]. «Muzyka vse vremya protsvetala…». Muzykal’naya zhizn’ imperatorskikh dvortsov: mat. nauch.-prakt. konf. Gatchina 22–23 oktyabrya 2015 [“Music Flourished all the Time...”. The Musical Life of the Imperial Palaces: Proceedings of the Conference. Gatchina 22–23 October 2015]. St. Petersburg, 2015, pp. 15–25.

Valishevskiy K. Syn velikoy Ekateriny. Pavel I. Reprintnoe vosproizvedenie izdaniya A. S. Suvorina [The Son of the Great Catherine. Paul I. Reprint of Edition of A. S. Suvorin]. Moscow: IKPA, 1990. 663 p.

Dolgorukov I. M. Kapishche moyego serdtsa, ili Slovar’ vsekh tekh lits, s koimi ya byl v raznykh otnosheniyakh v techenie moey zhizni [The Altar of my Heart, or a Dictionary of all those People, with whom I have been in Various Relationships During my Life]. Moscow: Nauka, 1997. 394 p.

Kirillina L. V. Klassicheskiy stil’ v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Poetika i stilistika [Classical Music of the 18th and Early 19th Century. Poetics and Stylistics]. Moscow, 2007. 376 p.

Korobova A. G. Pastoral’ v muzyke evropeyskoy traditsii: k teorii i istorii zhanra: issledovanie [The Pastoral in the Music of the European Tradition: the Theory and History of the Genre: a Study]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Ekaterinburg, 2007. 656 p.

«Muzyka vse vremya protsvetala…». Muzykal’naya zhizn’ imperatorskikh dvortsov: mat. nauch.-prakt. konf. Gatchina 22–23 oktyabrya 2015 [“Music Flourished all the Time...” The Musical Life of the Imperial Palaces: Materials of the Scholarly- Practical Conference, Gatchina 22–23 October 2015]. St. Petersburg: Svoye izdatel’stvo, 2015. 324 p.

Muzykal’nyy Peterburg. XVIII vek: entsiklopedicheskiy slovar’: v 7 t. [Musical St. Petersburg. The 18th Century: an Encyclopedic Dictionary: in 7 Volumes]. Volume 1, Book 3 (R–Ya). St. Petersburg, 2000. 328 p.

Ostrovskiy O. B. Imperatritsa Mariya Feodorovna i russkaya khudozhestvennaya kul’tura 1801–1825 gg. [Empress Maria Feodorovna and Russian Artistic Culture between 1801 and 1825.]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Herald of the Leningrad State A. S. Pushkin University]. 2013. Volume 4, No. 3, pp. 59–70.

Polozova I. V. F. Shiller i Dmitri Bortnyansky: tvorcheskie paralleli [Schiller and D. Bortniansky: Artistic Parallels]. Kul’tura i iskusstvo Germanii: devyataya mezhdunarodnaya nauchnaya internet-konferensiya [The Culture and Art of Germany: The Ninth International Scholarly Internet Conference]. URL: http://rachmaninov.ru/deyatelnost/nauchnaya-deyatelnost/konferenczii/kultura-i-iskusstvo-germanii-2016. (22.11.2016).

Rozanov A. S. Muzykal’nyy Pavlovsk [Musical Pavlovsk]. Leningrad: Muzyka, 1978. 158 p.

Rozanov A. S. «Prazdnestvo sen’yora», opera D. S. Bortnyanskogo [“Festivity of the Signor”, an Opera by Dmitri Bortnyansky]. Muzykal’noye nasledstvo [Musical Legacy]. Volume 3. Moscow, 1970, pp. 9–26.

Yakimovich A. K. Ob istokakh i prirode iskusstva Vatto [On the Origins and Nature of Watteau’s Art]. Zapadnoevropeyskaya khudozhestvennaya kul’tura XVIII veka: sb. st. [Western European Artistic Culture of the 18th Century: a Compilation of Articles]. Moscow, 1980, pp. 47–69.

Charlton D. New Light on the Bouffons in Paris (1752–1754). Eighteenth-Century Music. 2014. Volume 11. Issue 1, pp. 31–54.

Head M. The Growing Pains of Eighteenth-Century Studies. Cambridge-Opera Journal. 2015. Volume 27. Issue 2, pp. 175–186.

Malina Janos. On the Venues for and Decline of the Accademies at Esterhaza in Haydn’s time. Eighteenth- Century Music. 2016. Volume 13. Issue 2, pp. 253–281.

Rice J. A. The Morte: a Galant Voice-leading Scema as Emblem of Lament and Compositional Building-block. Eighteenth-Century Music. 2015. Volume 12. Issue 2, pp. 157–181.

Thom W. M. Jenny Lind, Harriet Grote and Elite Music Patronage in Early Victorian London. Journal of the Royal Musical Association. Volume 141. Issue 2. November, 2016, pp. 283–302.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.006-013

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.