О тембровой функциональности альта в струнных квартетах русских композиторов ХIХ века

Natalia A. Bobyr

Аннотация


Жанр струнного квартета является благодатной почвой
для исследования пути раскрытия композиторами потенци-
ала выразительных возможностей альта. В данной статье
предпринимается попытка проследить процесс обогащения
тембровой функциональности альта в произведениях рус-
ских композиторов ХIХ века на материале струнных квар-
тетов М. И. Глинки, А. П. Бородина и П. И. Чайковского.
Привнесение в классический жанр особенностей русской
национальной музыки и черт западноевропейского роман-
тизма привело к изменению роли тембра альта в воплоще-
нии музыкального образа. Альт впервые оказался представ-
лен в роли человеческого голоса, исполняющего мелодию
романсового типа или народного многоголосного склада.
В воплощении фантастической образности альтовый тембр
стал применяться для усиления эффекта таинственности и
нереальности.

Ключевые слова: тембровая функциональность, русские
композиторы, альт, струнный квартет


Полный текст:

PDF

Литература


Golovinskiy G. Kamernye ansambli Borodina [Borodin’s Music for Chamber Ensemble]. Moscow: Muzyka Press, 1972. 312 p.

Kars A. Istoriya orkestrovki [Carse, Adam. History of Orchestration]. Moscow: Muzyka Press, 1990. 304 p.

Levasheva O. Mikhail Ivanovich Glinka: monografiya. V 2 kn. Kn. 1 [Mikhail Ivanovich Glinka. Monographic Work in Two Volumes. Vol. 1]. Moscow: Muzyka Press, 1987. 381 p.

Moiseev G. Kamernye ansambli P. I. Chaykovskogo [Tchaikovsky’s Music for Chamber Ensemble]. Moscow: Muzyka Press, 2009. 296 p.

Ponyatovskiy S. Istoriya al’tovogo iskusstva [The History of Performance on the Viola]. Moscow: Muzyka Press, 1984. 224 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.