О тембровой функциональности альта в струнных квартетах русских композиторов ХIХ века
Аннотация
Жанр струнного квартета является благодатной почвой
для исследования пути раскрытия композиторами потенци-
ала выразительных возможностей альта. В данной статье
предпринимается попытка проследить процесс обогащения
тембровой функциональности альта в произведениях рус-
ских композиторов ХIХ века на материале струнных квар-
тетов М. И. Глинки, А. П. Бородина и П. И. Чайковского.
Привнесение в классический жанр особенностей русской
национальной музыки и черт западноевропейского роман-
тизма привело к изменению роли тембра альта в воплоще-
нии музыкального образа. Альт впервые оказался представ-
лен в роли человеческого голоса, исполняющего мелодию
романсового типа или народного многоголосного склада.
В воплощении фантастической образности альтовый тембр
стал применяться для усиления эффекта таинственности и
нереальности.
Ключевые слова: тембровая функциональность, русские
композиторы, альт, струнный квартет
Полный текст:
PDFЛитература
Golovinskiy G. Kamernye ansambli Borodina [Borodin’s Music for Chamber Ensemble]. Moscow: Muzyka Press, 1972. 312 p.
Kars A. Istoriya orkestrovki [Carse, Adam. History of Orchestration]. Moscow: Muzyka Press, 1990. 304 p.
Levasheva O. Mikhail Ivanovich Glinka: monografiya. V 2 kn. Kn. 1 [Mikhail Ivanovich Glinka. Monographic Work in Two Volumes. Vol. 1]. Moscow: Muzyka Press, 1987. 381 p.
Moiseev G. Kamernye ansambli P. I. Chaykovskogo [Tchaikovsky’s Music for Chamber Ensemble]. Moscow: Muzyka Press, 2009. 296 p.
Ponyatovskiy S. Istoriya al’tovogo iskusstva [The History of Performance on the Viola]. Moscow: Muzyka Press, 1984. 224 p.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.