Контраст в названии музыкальных произведений
Аннотация
В статье рассматривается один из аспектов музыкальной номенологии – проблемы названия музыкальных произведений, в основе замысла которых лежит контраст. Являясь онтологическим и общекультурным понятием, контраст в разное время проявлялся на разных уровнях музыкального языка. Множество смысловых эквивалентов контраста встречается в названиях музыкальных произведений XX века. Автор приводит примеры из творчества композиторов разных стран, систематизируя их. Подчеркивая различие вербального и музыкального языков, в кратких аналитических очерках, посвященных произведениям Б. Бартока, А. Казеллы, С. Губайдулиной, М. Денхофа, У. Риггера, С. Агаджаняна автор показывает, как название-контраст воплощается в нотном тексте. Название не только может быть конструктивной идеей сочинения. Слово, по-новому проявляясь в музыке, становится метафорой, обогащая смысловую и образную стороны музыкального произведения, что выводит музыкальное мышление на новый, нелинейный уровень, расширяя территории восприятия музыки и ее бытия.
Ключевые слова: музыка ХХ века, музыкальная номенология, семантика, контрастПолный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.