Религиозно-символические аспекты драматургии, образ главного героя и трактовка его учения в опере-мистерии О. Мессиана «Святой Франциск Ассизский»

Galina E. Kaloshina

Аннотация


Автор статьи выявляет религиозно-символические аспекты
драматургии в опере-мистерии О. Мессиана «Святой Франциск
Ассизский». Анализ либретто, текстов гимнов, характеристика
Франциска и его учения даны в контексте описаний
жития Святого, исследований его трудов авторами ХХ века.
Рассмотрены цели и смыслы деятельности Франциска, концепции
Совершенной Радости, Добродетели, опыты Богообщения.
Основополагающая роль культовых жанров литургии,
проповеди, молитвы ведёт к формированию симультанной,
полипространственной драматургии мистерии. Религиозно-
символический уровень образуют символы и мифологемы
вербального ряда, в музыке – система лейтмотивов. Линия
молитвенных Богообщений прочерчивает концепцию христианской
трагедии с эпизодами Преображения в 3, 5, 7, 8
картинах, в зоне Первозданного Света и вхождения в Смерть
как новую Жизнь.

Ключевые слова: символ, мистерия, литургия, молитва,
проповедь, симультанность, христианская трагедия


Полный текст:

PDF

Литература


Afanas’eva E. M. «Molitva» v russkoy lirike XIX v.: Logika zhanrovoy evolyutsii: dis ... kand. ilologicheskikh nauk [The “Prayer” in 19th Century Russian Poetry: The Logic of Evolution of the Genre: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. Tomsk, 2000. 253 p.

Ekimovskiy V. A. Olivye Messian [Olivier Messiaen]. Moscow: Muzyka Press, 1978. 304 p.

Episkop Vissarion (Nechaev). Obyasnenie Bozhestvennoy liturgii [Explanation of the Divine Liturgy]. Moscow: The Council of the Russian Orthodox Church “DAR”, 2005. 432 p.

Kaloshina G. E. Teologicheskiye kontseptsii v tvorchestve Oliv’e Messiana [Theological Concepts in the Work of Olivier Messiaen]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, no. 2 (9), pp. 92–98.

Kaloshina G. E. Osnovnye etapy i tendentsii razvitiya frantsuzskoy opery i oratorii v XX veke [Milestones and Trends in the Development of French Opera and Oratorio in the 20th Century]. Muzykal’nyy teatr XIX–XX vekov: voprosy evolyutsii [Musical Theatre in the 19th and 20th Centuries: an Evolution]. RostovonDon: Gefest, 1999, pp.148–163

Messian O. «Vechnaya muzyka sveta…»: rech na konferentsii v Notr-Dam [The “Eternal Music of Light ...”: a Presentation at a Conference at the Notre Dame Cathedral]. Translation and Commentaries by Ye. Krivitskaya. Muzykal’naya akademiya [Academy of Music]. 1999, no. 1, pp. 233–235.

Restagno E., Kholopova V. N. Zhizn’ pamyati [A Life of Memory]. Moscow: Kompozitor Press, 1996. 360 p.

Rozanov V. V., Nesterov M. V. Filosoiya russkogo religioznogo iskusstva [The Philosophy of Russian Religious Art]. Vol. 1. Moscow: Nauka, 1993. 456 p.

Samarina M. S. Frantsisk Assizskiy i Don Kikhot Lamanchskiy [St. Francis of Assisi and Don Quixote de la Mancha]. Frantsisk Assizskiy i yego nasledie: ot istokov k sovremennosti [St. Francis of Assisi and his Legacy: from the Sources to the Present Day]. St. Petegr,s b2u0r 08, pp.1 41–127.

Svyatoy Frantsisk. Gimn Solntsu i drugie teksty [St. Francis. Hymn to the Sun and Other Texts]. URL: http://ecdejavu. ru/f2/ Francis.html.

Tsvetochki Svyatogo Frantsiska Assizskogo [The Flowers of St. Francis of Assisi]. Translation from the Latin by A. P. Pechkovskiy. Introduction. S. N. Durylin. Moscow: Vsya Moskva, 1990. 208 p.

Chesterton G. K. Svyatoy Frantsisk Assizskiy [St. Francis of Assisi]. Translation N. L. Trauberg. Voprosy ilosoii [Issues of Philosophy]. 1989, no. 1, 1989, pp. 3–178


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.