«Интонационные словари» как проблема музыкальной науки
Аннотация
В статье рассматривается возможность составления «словарей» как проблема музыкальной семантики. Методологическую сложность автор видит в определении семантической единицы музыкального языка, в смешении понятий «значение» и «смысл», допускаемые в практике анализа, а также в недооценке слуха музыканта (механизма оперативной памяти). Формирование слухового багажа значений в статье представлено как процесс переноса в долговременную память алгоритмов музыкально-смысловых фигур. Мотив как смыслообразующая единица рассматривается в связи со сложившейся в эпоху барокко-классицизма культурой артикуляции инструментального текста, соответственно логике членения вокальной музыки на оригинальных национальных языках.
Ключевые слова: интонационный словарь, музыкальная семантика, семантическая единица, музыкальный смысл, музыкальные значения
Полный текст:
PDFЛитература
Alekseeva I. Tematizm basso-ostinatnykh zhanrov v instrumental'noy muzyke zapadnoevropeyskogo barokko: issledovanie. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki UGAI, 2005.
Aranovskiy M. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva. — M.: Kompozitor, 1998.
Asaf'ev B. Muzykal'naya forma kak protsess. — L., Muzyka, 1971.
Asfand'yarova A. Intonatsionnaya leksika obrazov pastorali v tematizme fortepiannykh sonat Y. Gaydna: issledovanie. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki UGAI im. Zagira Ismagilova, 2007.
Vodolazhskaya V. V. Kachalov v Kislovodske // Stavropol'skaya pravda. — 2002. — 9 noyabrya.
Gordeeva E. Muzykal'naya leksikografiya stsen i obrazov muzitsirovaniya v klavirnykh p'esakh «Frantsuzskikh syuit» I.-S. Bakha // Problemy muzykal'noj nauki. — 2008. — № 1(2). — S. 198-202.
Denisov A. Muzykal'nyy yazyk: struktura i funktsii. — SPb.: Nauka, 2003.
Zhinkin N. Rech' kak provodnik informatsii. — M., 1982.
Kazantseva L., Kholopova V. Tayny soderzhaniya muzyki v rossiyskoy pedagogike // Problemy muzykal'noj nauki. — 2009. — № 1 (4). — S. 22–28.
Kon Yu. K voprosu o ponyatii «muzykal'nyy yazyk» // Ot Lyulli do nashikh dney. — M.: Muzyka, 1967.
Mazel' L. Voprosy analiza muzyki. — M.: Sov. kompozitor, 1979.
Medushevskiy V. O zakonomernostyakh i sredstvakh vozdeystviya muzyki. — M.: Muzyka, 1976.
Muzykal'naya estetika Zapadnoy Evropy XVII-XVIII vekov / sost. V. Shestakov. — M., 1972.
Nazaykinskiy E. Zvukovoy mir muzyki. — M.: Muzyka, 1998.
Rollan R. Muzykal'no-istoricheskoe nasledie. Vyp. 3. — M.: Muzyka, 1988.
Sokhor A. Muzyka kak vid iskusstva // Voprosy sotsiologii i estetiki muzyki. — L.: Sov. kompozitor, 1981.
Starcheus M. Slukh muzykanta. — M., 2003.
Taraeva G. Teoriya analiza interpretatsii: sovremennye podkhody // Muzykal'noe obrazovanie i vospitanie v Rossii, stranakh SNG i Evropy v XXI veke. Sostoyanie i perspektivy. — SPb., 2008.
Chigareva E. Opery Motsarta v kontekste kul'tury ego vremeni. — M., 2001.
Shaymukhametova L. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy. — M., 1999.
Shaymukhametova L. Semanticheskiy analiz muzykal'nogo teksta (o razrabotkakh problemnoy nauchno-issledovatel'skoy Laboratorii muzykal'noy semantiki) // Problemy muzykal'noj nauki. — 2007. — № 1. — S. 31–43.
Cooke D. The Language of Music. — London: Oxford University Press, 1960.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.