Французская оратория ХIХ — ХХ веков: от Берлиоза к Жоливе и Мессиану

Galina E. Kaloshina

Аннотация


Статья впервые  в отечественном музыкознании рассматривает эволюцию французской оратории ХIХ – ХХ веков, которой свойственны полижанровость (подвижно-вариабельный синтез музыкальных и внемузыкальных жанров разных эпох), полипространственные и симультанные процессы в драматургии. Автор выделяет в полотнах Берлиоза, Франка, Онеггера, Мийо, Мессиана  четыре временных пласта: внешне-действенный (сценическое время), психологический (время переживания), молитвенно-ритуальный (время состояния, медитации) и религиозно-символический (вневременной, внебытийный), отражающий все остальные. Складывается концепция христианской трагедии с выявлением зоны преображения в конце. Кульминацией эволюции в ХХ веке показано  появление на основе оратории полижанровой мистерии.

Ключевые слова: полижанровость, полипространственнность, подвижно-вариабельный синтез, концепция, христианская трагедия, бытие, мистерия.

Полный текст:

PDF

Литература


Khokhlovkina L. Berlioz. — M., 1960.

Kaloshina G. Kontseptsiya religiozno filosofskoy tragedii v evolyutsii simfonii XIX-XX vekov // Problemy sovremennogo muzykoznaniya. — Rostov n/D, 1992.

Beketova N., Kaloshina G. Opera i mif // Muzykal'nyy teatr XIX-XX vekov: voprosy evolyutsii. — Rostov n/D, 1999.

Kaloshina G. Religiozno-filosofskiy teatr Klodelya i frantsuzskaya muzyka XX veka // Traditsii i sovremennost' v sovremennom muzykoznanii. — Rostov n/D, 1987.

Ivanova L., Mizitova G. Opera i mif v muzykal'nom teatre Stravinskogo. — Khar'kov, 1991.

Losev A. Filosofiya. Mifologiya. Kul'tura. — M., 1990.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.