Комическое как модальность художественного текста и её проявления в музыке

Alla G. Korobova

Аннотация


Статья посвящена аналитическим возможностям выявления и характеристики комического наклонения в музыкальных произведениях. Теоретической основой в подходе к категории комического является лингвистическая концепция модальности высказывания. В статье раскрываются трактовки категории комического современным зарубежным и отечественным музыкознанием. Автор предлагает различать виды (сатира и юмор), формы (пародия, ирония, гротеск, бурлеск) и приёмы комического,  анализирует ряд произведений, в которых комическая модальность выражена только музыкальными средствами (фортепианные сонаты Моцарта и Бетховена, прелюдия Шостаковича, пьеса Дж. Фарнэби). Анализ демонстрирует возможности выявления комической модальности в «чистой музыке», опираясь на целенаправленное исследование жанровых средств, синтаксиса и приёмов композиции.

Ключевые слова: комическое, модальность, художественный контекст, интерпретация


Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.