Урбанистический звуковой пейзаж и спонтанное интонационное самовыражение городского ребёнка

Tatyana I. Kaluzhnikova

Аннотация


В статье рассматривается роль аудиальной среды (звукового пейзажа) в формировании спонтанной звуковой деятельности ребёнка, являющейся частью «музового» комплекса «звук–слово–движение–ритм». На материале звуковых текстов, записанных от российских городских детей (младенческие глоссолалии, мелодические импровизации, игровые монологи, песни, фрагменты рекламных клипов), в интонационном словаре ребёнка выявляются элементы, почерпнутые из звукового пейзажа. Эти элементы репродуцируются в детском спонтанном пении посредством механизмов подражания, переработки и присвоения. Автор приходит к выводу о том, что диалог со звуковым пейзажем чреват для ребёнка не только позитивными (формирование интонационного словаря, социально-культурных стереотипов звукового поведения, усвоение простейших принципов организации звуковой материи), но и негативными последствиями (влияние звукового и идейно-эстетического пространства телекоммуникации, компьютерных игр, видеофильмов ужасов и др.).

Ключевые слова: звуковой пейзаж; типы звуковых текстов, осваиваемых детьми в ходе онтогенеза; подражание, переработка и присвоение как основные формы воспроизведения ребенком элементов звукового пейзажа 


Полный текст:

PDF

Литература


B'erkvoll Yu.-R. S Muzoy v dushe: rebenok i pesnya, igra i obuchenie na vsekh etapakh zhizni / per. s norvezh. M. L. Alekshinoy. — SPb.: Russko-Baltiyskiy informatsionnyy tsentr «BLITs», 2001.

Byutner K. Zhit' s agressivnymi det'mi [per. s nem]. – M.: Pedagogika, 1991.

Vinogradov G. S. Detskie igrovye prelyudii // Strana detey: izbr. trudy po etnografii detstva. — SPb.: Anatoliya, 1999. — S. 226–240.

Kaluzhnikova T. I. Akusticheskiy Tekst rebenka: monografiya. — Ekaterinburg: Ural'skaya gos. konservatoriya, 2004.

Kaluzhnikova T. I. Akusticheskiy kod miforitual'nogo universuma televizionnoy reklamy v ustnykh rasskazakh detey // Muzyka i ritual: struktura, semantika, spetsifika: mater. mezhdunar. nauch. konf. Novosibirsk, NGK, Rimskiy un-t «Tor Vergata», 3–6 oktyabrya 2002 g. — Novosibirsk: Novosibirskaya gos. konservatoriya, 2004. — S. 146–160.

Kaluzhnikova T. I. Zvukovaya leksika v prostranstve mifopoeticheskikh predstavleniy rebenka (po materialam traditsionnoy russkoy kul'tury) // Yazykovaya igra. Detskaya rech': mater. Vseros. nauch. konf. «Yazyk. Sistema. Lichnost'». Ekaterinburg, UrGPU, 23–25 aprelya 2006 g. — Ekaterinburg: Ural'skiy gos. pedagogicheskiy un-t, 2006. — S. 83–88.

Leont'ev A. N. K teorii razvitiya psikhiki rebenka // Izbr. psikhologicheskie proizvedeniya. V 2 t. T. 1. — M.: Pedagogika, 1983.

Nazaykinskiy E. Muzyka i ekologiya // Muzykal'naya akademiya. — 1995. — № 1. — S. 8–18.

Psikhologiya: slovar' / pod obshch. red. A. V. Petrovskogo, M. G. Yaroshevskogo. — 2-e izd. — M.: Politizdat, 1990.

Uley, polnyy zvenyashchikh pchel. Rebenok intoniruyushchiy v vospominaniyakh detstva XIX — posledney chetverti XX vv. (po materialam russkoy avtobiograficheskoy prozy) / sost., vstupit. st. i komment. T. I. Kaluzhnikovoy. — Ekaterinburg: UGK, 2007.

Shafer, R. M. The Tuning of the World / R.M. Shafer. — N. Y.: Alfred A. Knopf, 1977.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.