Теория внутритематических функций Вильяма Каплина

Ildar D. Khannanov

Аннотация


Статья знакомит российского читателя с учением одного из видных западных теоретиков музыкальной формы последних двух десятилетий, профессора Университета Мак-Гилл, доктора Вильяма Каплина. Его книге «Классическая форма: формальные функции в произведениях Гайдна, Моцарта и Бетховена» даётся предварительная оценка с учётом роли, которую сыграл исторический контекст. Идеи Каплина помещены в контекст западной теории музыки и сопоставляются с советской традицией функционального анализа. Особое внимание уделяется формальным функциям  на локальном, внутритематическом уровне. Автор полагает, что этот уровень обстоятельнее описывается в терминах Каплина, нежели в традиционных российских.

Ключевые слова: формальные функции, внутритематические тональные функции, функциональная теория Шёнберга-Ратца, фраза, основная тема, основной образ, тематическая ликвидация, дробление с замыканием, Асафьев, Способин, Бобровский.


Полный текст:

PDF

Литература


On the Relation of Musical Topoi to Formal Function // Eighteenth-Century Music. — 2/1 (2005). — P. 113–24.

North American Approaches to Musical Form // Zeitschrift der Gesellschaft fur Musiktheorie. — 2, no. 2 (2005) [Electronic resource]. — URL: http://www.gmth.de/www/artikel/2005-04-10_11-04-06_7/.

The Classical Cadence: Conceptions and Misconceptions // Journal of the American Musicological Society.—57/1 (Spring, 2004). — P. 51–117 [Winner of 2006 Prix Opus for “Article of the Year,” Conseil quebecois de la musique].

The Classical Sonata Exposition: Cadential Goals and Form-Functional Plans // Tijdschrift voor Muziektheorie.—6/3 (2001). — P. 195–209.

Hybrid Themes: Toward a Refinement in the Classification of Classical Theme Types // Beethoven Forum 3. —1994. — P. 151–65.

History of Theory in the Eighteenth and Nineteenth Centuries: A Survey of Recent Research // Music Theory Spectrum. — 11/1 (1989). — P. 29–34.

The ‘Expanded Cadential Progression’: A Category for the Analysis of Classical Form // Journal of Musicological Research 7. — 1987. — P. 215–57.

Funktionale Komponenten im achttaktigen Satz // Musiktheorie.—1/3(1986). — P. 239–60.

Riemann’s Theory of Dynamic Shading: A Theory of Meter? // Theorea. —1 (1985). — P. 1–24.

Moritz Hauptmann and the Theory of Suspensions // Journal of Music Theory.—28/2 (1984). — P. 251–69.

Tonal Function and Metrical Accent: A Historical Perspective // Music Theory Spectrum. — 5 (1983).— P. 1–14.

Harmony and Meter in the Theories of Simon Sechter // Music Theory Spectrum.—2 (1980). — P. 74–89.

Der Akzent des Anfangs: Zur Theorie des musikalischen Taktes // Zeitschrift für Musiktheorie.—9/1 (1978). — P. 17–28.

Galand J. Formenlehre Revisited: Review-Essay on William Caplin’s Classical Form // Intégral. — 13 (2001). — P. 143–200.

Marston N. Review of Classical Form // Music Analysis.—20/1 (March 2001). — P. 143–49.

Bergé P. In de sporen van Schönberg: Caplins theorie van de “Classical Form” // Tijdschrift voor Muziektheorie. — 5/3 (November 2000). — P. 204–210.

Check J. Review of Classical Form // Notes (September 2000). — P. 101–103.

Darcy W. Review of Classical Form // Music Theory Spectrum. — 22/1 (Spring 2000). — P. 122–25.

Spitzer M. Review of Classical Form // Music and Letters. — 81/1 (February 2000). — P. 110–115.

Bey H. Review of Classical Form // Mozart-Jahrbuch. — 1999. — P. 117-119.

de Médicis F. Review of Classical Form // Revue de musique des universités canadiennes. — 2 0/1 (1999). — P. 107–13.

Grave F. Review of Classical Form // Music Theory Online. — 4/6 (1999).

Neff S. Review of Classical Form // Indiana Theory Review. — 20/2 (1999). — P . 41–55.

Stroh P. Review of Classical Form // The Beethoven Journal.—13/1 (1998). — P. 39.

Asaf'ev B. Muzykal'naya forma kak protsess. — M., 1930. — T. 1; M., 1947. — T. 2.

Bobrovskiy V. Funktsional'nye osnovy muzykal'no formy. — M., 1978.

Sposobin I. Muzykal'naya forma. — 1-e izd. — L., 1945; 7-e izd. — M., 1984.

Beethoven’s Tempest Sonata: Contexts of Analysis and Performance / ed. Pieter Bergé, co-eds. William E. Caplin and Jeroen D’hoe. — Leuven, 2009.

Caplin W. Classical Form: A Theory of Formal Functions for the Instrumental Music of Haydn, Mozart, and Beethoven (Winner of the 1999 Wallace Berry Award from the Society for Music Theory). — Oxford, 1998.

William Caplin, James Hepokoski, and James Webster. Musical Form, Forms & Formenlehre: Three Methodological Reflections / ed. Pieter Bergé. — Leuven, 2009.

Carpenter P. Grundgestalt as tonal function // Music Theory Spectrum.—Vοl 5.—Spring 1983. — P. 15–38.

Cohn R. Neo-Riemannian Operations, Parsimonious Trichords, and their Tonnetz Representations // Journal of Music Theory. — 41/1 (1997). — P. 1–66.

Hatten R. Interpreting Musical Gestures, Topics and Tropes: Mozart, Beethoven, Schubert. — Bloomington, 2004

Hatten R. Musical Meaning in Beethoven: Markedness, Correlation, and Interpretation. — Bloomington, 1994.

Khannanov I. Revisiting Russian Music Theory: Victor Bobrovsky’s Functional Foundation of Musical Form (1978) // Theoria.—Vol. 16. — Houston, 2009.

Khannanov I. Russian Methodology of Music Theory and Analysis (Ph.D. diss.). — Santa Barbara, 2003.

Lehrdal F., Jackendoff R. A Generative Theory of Tonal Music.—Cambridge, 1983.

Lewin D. Generalized Musical Intervals and Transformations. — New Haven, 1987.

Ratz E. Einführung in die musikalisches Formenlehre. — Vienna, 1968 (1953).

Schoenberg A. Fundamentals of Musical Composition / Ed. by Gerald Strang, with an introduction by Leonard Stein. — New York, 1985 (1967).

Schoenberg A. Structural Functions of Harmony / Translated by Leonard Stein. — London, 1969 (1959).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.