Черты зрелого стиля Д. Д. Шостаковича в Первом фортепианном концерте

Anna A. Zondereger

Аннотация


В статье рассматриваются многообразные проявления типологических черт стиля Шостаковича в его Первом фортепианном концерте. Наблюдения проводятся на уровне общей концепции и жанровой специфики, драматургии и композиции, языка,  приёмов концертирования и инструментально-ансамблевого письма. Опираясь на результаты системного анализа, автор  приходит к выводам о том, что Концерт следует рассматривать не только как юношеский эксперимент, но и как важную веху на пути утверждения индивидуального стиля композитора; период первой половины 30-х годов заслуживает специального выделения в общей периодизации творчества  Шостаковича.

Ключевые слова: композиторы России, музыкальный стиль, периодизация творчества Шостаковича, фортепианный концерт


Полный текст:

PDF

Литература


Akopyan L. Dmitriy Shostakovich: opyt fenomenologii tvorchestva. – SPb.: Dmitriy Bulanin, 2004.

Aranovskiy M. Pyatnadtsataya simfoniya

D. Shostakovicha i nekotorye voprosy muzykal'noy semantiki // Voprosy teorii i estetiki muzyki: sb. st. – L.: Muzyka, 1977. – Vyp. 15. – S. 55–94.

Asaf'ev B. O tvorchestve Shostakovicha i ego opere «Ledi Makbet» // Asaf'ev B. (Igor' Glebov) Ob opere: izbr. st. – L.: Muzyka, 1976. – S. 308–317.

Bonfel'd M. XX vek: smekh skvoz' zhanr // Iskusstvo XX veka: Paradoksy smekhovoy kul'tury:

sb. st. – N. Novgorod, 2001. – S. 117–125.

Druskin M. S. Drug // Druskin M. Issledovaniya. Vospominaniya. – L.; M. : Sov. kompozitor, 1977. – S. 224–246.

Druskin M. Shostakovich v 20-e gody // Druskin M. Ocherki. Stat'i. Zametki. – L.: Sov. kompozitor, 1987. – S. 45–59.

Klimovitskiy A. Shostakovich i Betkhoven (Nekotorye istoriko-kul'turnye paralleli) // Traditsii muzykal'noy nauki: sb. issled. st. / red.-sost. L. G. Kovnatskaya. – L.: Sov. kompozitor, 1989. –

S. 177–205.

Mazel' L. Etyudy o Shostakoviche: stat'i i zametki o tvorchestve. – M.: Sov. kompozitor, 1986.

Orlov G. Simfonizm Shostakovicha na perelome // Voprosy teorii i estetiki muzyki: sb. st. – L.: Muzyka, 1971. – Vyp. 10. – S. 3–31.

Sabinina M. Shostakovich // Muzyka XX veka: ocherki. V 2 ch., ch. 2, kn. 4. – M.: Muzyka, 1984. – S. 75–114.

Syrov V. Shostakovich i muzyka byta. Razmyshleniya ob otkrytosti stilya kompozitora // Shostakovich: mezhdu mgnoveniem i vechnost'yu. Dokumenty, materialy, stat'i. – SPb.: Kompozitor (Sankt-Peterburg), 2000. – S. 626–660.

Fedorova L. «Peterburgskiy tekst» i akmeizm. Sovremennye aspekty izucheniya tvorchestva

D. D. Shostakovicha 20-kh godov [Elektronnyy resurs]. – URL: http://www.rostcons.ru/intconf_2008/mat_fedorova.htm#1.

Khentova S. V mire Shostakovicha. – M.: Kompozitor, 1995.

Khentova S. Shostakovich-pianist. – L.: Muzyka, 1964.

Kholopov Yu. Novaya garmoniya: Stravinskiy, Prokof'ev, Shostakovich // Russkaya muzyka i XX vek / red.-sost. M. Aranovskiy. – M.: GII Ministerstva kul'tury RF, 1997. – S. 433–460.

Chigareva E. Tema dlinoyu v tseluyu zhizn': Bobrovskiy o Shostakoviche // Muzykal'naya akademiya. – 2006. – № 3. – S. 128–136.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.