Обогащение тембрового колорита в произведениях для смешанного ансамбля русских народных инструментов

Mikhail I. Sharabarin

Аннотация


Автор выявляет механизм включения новых тембровых
средств в музыку для смешанного ансамбля русских народных
инструментов. наиболее характерно расширение тембровой
палитры ансамблевого звучания за счёт глубокого
проникновения в фольклорные истоки русского инструментализма,
преломления в композиторском творчестве тембровой
изобретательности народных музыкантов, а также
использования закономерностей обогащения тембрового начала,
выработанных академической практикой.
в статье выделены типы тембровых контрастов – «прямой
» и «цепной», связанные с различными методами сопоставления
тембров. отмечается расширение тембровой
палитры через симбиоз оркестрового и ансамблевого типов
фактуры, сопоставление приёмов музыкально-академической
практики и особенностей ансамблево-фольклорного
импровизационного музицирования. обогащение тембрового
колорита происходит и через введение в нормативный
состав ансамбля академических русских инструментов (домра
малая и альтовая, балалайка прима, баян и контрабас)
дополнительных инструментов. Это инструменты симфонического
оркестра, обретающие в сочетании с русскими
народными своеобразную национальную окраску, а также
многообразные инструменты из фольклорной практики.

Ключевые слова: смешанный ансамбль народных инструментов,
русский фольклор, тембр, фактура


Полный текст:

PDF

Литература


Asaf’ev B. V. Muzykal’naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Second Edition. Leningrad: Muzyka Press,1971. 376 p.

Asaf’ev B. V. O narodnoy muzyke [About Folk Music]. Compiled by I. I. Zemtsovsky, A. B. Kunanbayeva. Leningrad: Muzyka Press, 1987. 216 p.

Bibergan V. D. Russkie poteshki: syuita dlya solistov, zhenskogo vokal’nogo trio i ansamblya russkikh narodnykh instrumentov: partitura [Russian Humorous Tales: Suite for Soloists, a Female Vocal Trio and an Ensemble of Russian Folk Instruments: Score]. St. Petersburg, 2011. 40 p.

Val’t L. O. Sootnoshenie struktury i elementov [The Correlation of Structure and Elements]. Voprosy ilosoii [Questions of Philosophy]. 1963, no. 5, pp. 45–48.

Imkhanitskiy M. I. Istoriya bayannogo i akkordeonnogo iskusstva [History of the Art of Playing the Bayan andAccordion]. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 2006. 520 p.

Imhanitsky M. I. Istoriya ispolnitel’stva na russkikh narodnykh instrumentakh [The History of Performance on Russian Folk Instruments]. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 2002. 351 p.

Urvantseva O. A. Obraznostilevaya semantika lada v muzyke russkikh kompozitorov XIX–XXI vv. [Image-Related and Stylistic Semantics of Modes in the Music of Russian Composers of the 19th-21st Centuries]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2014, no. 2 (15), pp. 53–58.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.