О взаимодействии монодийных и гармонических элементов полифонии в традиционных бурдонных песнях черкесов и карачаевцев

Lilia A. Vishnevskaya

Аннотация


В статье рассматриваются теоретические аспекты полифонического мышления  диффузно-смешанного типа в сольно-бурдонном ансамблевом исполнительстве северо-кавказских народов на примере песенной традиции черкесов и карачаевцев. На основе аудиально-слухового и нотографического анализа песенной музыки разных жанров формулируются исполнительские, интонационно-ладовые характеристики сольно-бурдонного пения, восходящие к монодийным и гармоническим истокам полифонического целого. Материалом исследования выступают не только опубликованные записи песен, но и авторские расшифровки архивных и собственных записей, а также слуховой и визуальный опыт автора в наблюдениях за исполнительским процессом.

Ключевые слова: фольклор народов Северного Кавказа, сольно-бурдонное ансамблевое многоголосие, монодия, диафонное двухголосие


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseev E. Fol'klor v kontekste sovremennoy kul'tury. Rassuzhdeniya o sud'bakh narodnoy pesni. – M.: Sov. kompozitor, 1988.

Ashkhotov B. Neizvestnoe ob izvestnoy teme M. I. Glinki // Muzykal'naya akademiya. – 2008. – № 2. – S. 95-102.

Bershadskaya T. Lektsii po garmonii. – L.: Muzyka, 1985.

Vartanova E. I. Cherty stilya pozdnego simfonicheskogo tvorchestva S. V. Rakhmaninova: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. – L., 1988.

Galitskaya S. P. Teoreticheskie voprosy monodii. – Tashkent: Fan, 1981.

Teoriya sovremennoy kompozitsii. – M.: Muzyka, 2005.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.