Схема как инструмент анализа музыкально-семантических структур немецкого протестантского хорала

Galina N. Dombrauskene

Аннотация


В центре внимания статьи – протестантский хорал, ставший важным каналом трансляции религиозного опыта в эпоху Реформации, роль в этом процессе его мелодий-символов. Автор рассматривает хорал Мартина Лютера «Aus tiefer Not schrei ich zu dir» в некоторых произведениях И. С. Баха. Применяя  схематическое изображение музыкальной темы хорала, а также тематизма частей «Искусство фуги», прелюдии и фуги ХТК (I т., es moll) показывает принцип выявления музыкальной семантической конструкции гимна,  формирующей символ, сообщающий произведению скрытые в нем смыслы и контексты.

Ключевые слова: протестантский хорал, символика протестантского хорала, И. С. Бах и протестантский хорал, музыкальная символика


Полный текст:

PDF

Литература


Аверинцев С. С. Символ // Философский словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – С. 607.

Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. – М.: Композитор, 1998.

Бах И. С. Хорошо темперированный клавир [Но ты] / ред. Б. Муджеллини. – М.: Музыка, 1990. – Т. 1.

Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». – М.: Классика – XXI, 2005.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Канонические. Синодальный перевод 1876 г. – М.: Российское библейское общество, 2009.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987.

Вязкова Е. «Искусство фуги» И. С. Баха: некоторые выводы из семантического анализа // Семантика музыкального языка: матер. науч. конф. / РАМ им. Гнесиных. – М., 2004. – С. 213–218.

Гудмен Н. Способы создания миров. – М.: Идея-пресс – Праксис, 2001.

Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. − М.: Музыка, 1982.

Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины ХVIII в. – М.: Музыка, 1983.

Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: СЭ, 1990.

Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб., 2002. – С. 314–321.

Медушевский В. В. К анализу художественного мира и выразительных средств музыки Баха // Полифоническая музыка. Вопросы анализа: сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. – М., I984. – Вып. 75. – C. 83–106. 14. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха и её интерпретация в «Хорошо темперированном клавире». – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1991.

Нотная библиотека классической музыки [Электронный ресурс]. – URL: / http://nlib.narod.ru.

Пирс Ч. С. Начала прагматизма / пер. с англ., предисл. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина. – СПб.: Лаборатория Метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000.

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1965.

Эскина Н. А. Принцип «комментирования» и хоральная обработка Барокко // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII–XVII вв.): сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1983. – Вып. 65. – С. 113–132.

Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка. T. 1. – М.: Сов. композитор, 1972.

Evangelisches Kirchengesangbuch [Music]: Ausgabe für evangelisch-litherischen Kirchen Nidersachsens. Mit Lektions. – Hannover, 1958.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.