Акустические образы музыкальных инструментов в клавирных сонатах Д. Скарлатти

Kseniya N. Morein

Аннотация


 

В статье рассматриваются клавирные сонаты Д. Скарлатти в контексте традиций ансамблевого музицирования эпохи барокко. Уртексты композитора анализируются с позиций quasi-партитурных свойств клавирных сочинений XVII-XVIII вв. Представлен обзор инструментальных клише, получивших фиксацию в двухстрочной клавирной записи сонат Д. Скарлатти. Информация, изложенная в статье открывает возможности развёртывания клавирных барочных сочинений в ансамблевые и оркестровые партитуры.

 

Ключевые слова: Д. Скарлатти, клавирная музыка барокко, партитура, соната, традиции ансамблевого музицирования XVII в.

 


Полный текст:

PDF

Литература


Гордеева Е. В. Музыкальная лексикография сцен и образов музицирования в клавирных пьесах «Французских сюит» И.-С. Баха // Проблемы музыкальной науки. – 2008. – № 1 (2). – С. 198–202.

Гордеева Е. В. Орнамент как смысловая структура текста клавирных произведений И. С. Ба ха // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тез. IV междунар. науч.практ. конф., 25 января 2008 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. – Тамбов, 2008. – Ч. 1. – С. 16–18.

Гордеева Е. В. Тембровая вариативность и акустические образы музыкальных инструментов в «quasi-партитуре» клавирных произведений И. С. Баха // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: сб. ст. по материалам II междунар. науч. конф. 13-14 ноября 2008 г. – Астрахань, 2008. – С. 93–97.

Гордеева Е. В. Сюжетно-ситуативный знак «ансамбля солистов» и его лексикография в клавирных сочинениях И. С. Баха // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: сб. ст. Всерос. науч. конф. 6-9 апреля 2009 г. / ГКА им. Маймонида. – М., 2009. – С. 114–122.

Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. – Л.: Музгиз, 1960.

Кириченко П. В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений ХVII-ХVIII вв.): дис. ... канд. искусствоведения. – Уфа, 2002.

Кузнецова Н. М. Творческое взаимодействие исполнителя с музыкальным текстом (на примере инструктивных сочинений И. С. Баха для клавира): дис. … канд. искусствоведения. – Уфа, 2005.

Кузнецова Н. М. Семантика музыкального диалога в пьесах «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» // Музыкальный текст и исполнитель: сб. ст. – Уфа, 2004. – С. 39–56.

Окраинец И. А. Доменико Скарлатти: через инструментализм к стилю. – М.: Музыка, 1994.

Петров Ю. Скарлатти Д. // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. – М., 1981. – Т. 5. – Стб. 46.

Семантика старинного уртекста: сб. ст. / отв. ред. Л. Н. Шаймухаметова.– Уфа, 2002.

Шаймухаметова Л. Н., Селиванец Н. Г. Семантические процессы в тематизме сонат Д. Скарлатти. – Уфа, 1998.

Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1998.

Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкального текста (о разработках проблемной научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики) // Проблемы музыкальной науки. – 2007. – № 1. – С. 31–43.

Шаймухаметова Л. Н., Кириченко П. В. Интонационные этюды в классе фортепиано: ролевые игры и задания по композиции (на материале клавирной музыки западноевропейских композиторов XVII – XVIII вв.): учеб. пособие. – Уфа, 2002.

Шаймухаметова Л. Н., Юсуфбаева Г. Р. Инструктивные сочинения И. С. Баха для клавира в практике обучения творческому музицированию. – Уфа, 1998.

Flannery M. A Chronological Order For The Keyboard Sonatas Of Domenico Scarlattti (1685-1757) (Studies in the History and Interpretation of Music). – Edwin Mellen Press, 2004.

Kirkpatrick R. Domenico Scarlatti. – Princeton, 1953, 1970.

Place Adelaide de Scarlatti. – Fayard, 2003.

Sutcliffe W. Dean The Keyboard Sonatas of Domenico Scarlatti and Eighteenth-Century Musical Style. – Cambridge University Press, 2003.

Vidali Carole F. Alessandro and Domenico Scarlatti: A Guide to Research. – Garland Publishing, 1993.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.