Музыка как опыт: процессуальный и экологический подходы

Mark Reybrouck

Аннотация


Главным в данной публикации является «экспириенциальный» (основанный на опыте) подход к музыкальной когниции. Он рассматривает музыку как нечто, что мы слышим и на что реагируем, скорее чем то, что мы воображаем или представляем. Как таковой, этот подход подчёркивает богатство опыта как противоположность экономии обработки информации, которая столь типична в подходах к музыкальной когниции, основанной на символической репрезентации. Опираясь на основополагающие труды Дьюи и Джеймса, различающие перцепт от концепта и описывающие роль знания-по-ознакомлению, данный подход предлагает объединение достижений семиотики и экологической психологии, которые подчёркивают роль эпистемических взаимодействий со звуком. Центральной идеей автора статьи, таким образом, является экологическая концепция аффорданса, который может рассматриваться как воспринимаемое функциональное значение чего-либо для индивида, как в смысле объективных, так и субъективных качеств. Предполагается, что экологическая концепция будет способствовать дальнейшему развитию теоретического обоснования и эмпирических экспериментальных исследований, фокусирующихся на роли телесного резонанса и эмоций. Многое в этом направлении могут дать и современные нейробиологические исследования.

Ключевые слова: музыкальный аффорданс, экологическая психология, Джеймс, Гибсон, Дьюи, музыкальный опыт, музыкальная когниция


Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.