Тональный парадокс в форме сонатного аллегро: низкая I ступень во Втором струнном квартете фа-диез минор op. 10 Арнольда Шёнберга

Severine Neff

Аннотация


В статье рассматривается отношение Арнольда Шёнберга к парадоксальной хроматической функции пониженной тоники. Вначале обсуждается теоретическое обоснование Шёнбергом пониженной тоники в трактате «Теория гармонии» (1911-1922) и в поздней, широко известной статье «Брамс прогрессивный» из сборника «Стиль и идея» (1948-1975). Далее анализируется роль пониженной тоники в формообразовании первой части Второго струнного квартета Шёнберга op. 10 (1907). Свободное использование пониженной тоники вместе с вертикально-подвижным контрапунктом, так же как и смещённое изложение сегментов формы, мощно управляют радикальной структурой первой части. Рассмотрение первой части Квартета с подобных позиций позволяет взглянуть по новому на сонатную форму, как она существовала в Вене в 1907-м году –   в парадоксальной схеме, по которой она одновременно и пыталась сохраниться, и делала всё для того, чтобы себя преобразовать.

Ключевые слова: пониженная тоника, Шёнберг, Второй струнный квартет Шёнберга, «Теория гармонии», сонатная форма в Вене 1907-го года


Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.