Феномен игры в музицировании эпохи Просвещения
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы игрового пространства-времени в музыкальных образцах великого наследия венских классиков. Инструментальная и сценическая музыка Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л. Бетховена рассматривается в аспекте разнообразных тембральных «метаморфоз». Воплощая картину мира эпохи Просвещения и обогащаясь неотъемлемым её компонентом – сферой игры и шутки, композиционные модели сочинений великих композиторов ХVIII столетия отражают смещение интереса в сторону формы, техники письма, музыкального языка как системы средств и приёмов.
Ключевые слова: музыка венских классиков, инструментальный театр, игра в музыке, пространство-время в музыке
Полный текст:
PDFЛитература
Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. 1., кн. 1. − М.: Музыка, 1987.
Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. 1., кн. 2. − М.: Музыка, 1980.
Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. 2., кн. 1. − М.: Музыка, 1980.
Адорно Т. Эстетическая теория. − М.: Республика, 2001.
Асфандьярова А. И. Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна: исследование. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2007.
Асфандьярова А. И. Знаки-образы музыкальных инструментов в художественном контексте пасторальных тем фортепианных сонат Й. Гайдна // Проблемы музыкальной науки. – 2007. – № 1. – С. 100–114.
Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки. В 2 вып. Вып. 1. − М.: Музыка, 1989.
Гервер Л. Ars combinatoria в музыке Моцарта // Моцарт. Проблемы стиля: сб. тр. РАМ им. Гнесиных. – М., 1996. – Вып. 135. – С. 68–77.
Девуцкий О. В. Образно-драматургические оппозиции голосов хоровой и ансамблевой фактуры // Проблемы музыкальной науки. – 2008. – № 1 ( 2 ). – С. 38–47.
Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: учеб. пособие. – Астрахань, 2001.
Казанцева Л. П. Понятие исполнительской интерпретации // Музыкальное содержание: наука и педагогика: матер. Всерос. науч.-практ. конф. 26–29 апреля 2004 г., Уфа / отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2005. – С. 149–157.
Каратыгин В. Г. Бетховен и Скрябин // Речь. – 1910. – № 297.
Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке ХVIII – начала ХIХ века. Ч. 2.: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. − М.: Композитор, 2007.
Кириченко П. В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений XVII–XVIII вв.): дис. ... канд. искусствоведения. – Магнитогорск, 2002.
Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. − М.: Музыка, 1975.
Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. − М.: Музыка, 1982.
Рабинович А. С. Гайдн. − М.: Муз. сектор, 1930. 18. Роллан Р. Последние квартеты Бетховена. – М., 1976. 19. Стендаль А. М. Б. Письма о прославленном композиторе Гайдне. Т. 8. − М.: Музыка, 1988.
Хёйзинга Й. Homo ludens. − М.: Прогресс Традиция, 1997.
Холопова В. Н. Теория музыкального содержания как наука // Проблемы музыкальной науки. – 2007. – № 1 (1). – С. 15–24.
Хохлова А. Л. Игровое пространство-время в клавирных трио Йозефа Гайдна: дис. ... канд. искусствоведения. – М., 2005.
Шаймухаметова Л. Н. Семантика музыкального диалога в клавирных произведениях западноевропейских композиторов XVII–XVIII вв. // Семантика старинного уртекста: сб. ст.: Лаборатория музыкальной семантики. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – С. 16–36.
Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкального текста (о разработках проблемной научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики) // Проблемы музыкальной науки. – 2007. – № 1 (1). – С. 31–43.
Шаймухаметова Л. Н., Кириченко П. В. «Театральный диалог» в классической музыкальной теме // Музыкальный текст и исполнитель: сб. ст. / отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова; Лаборатория музыкальной семантики УГИИ. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004. – С. 17–39.
Эскина Н. На пороге вечности // Музыкальная жизнь. – 1991. – № 21–22. – С. 19.
Briefe D. W. A. Mozarts und seiner Familie. Erste kritische Gesamtausgabe von Ludwig Schiedermair. Bd. I–V. – Münch; Leipzig, 1914. 28. Bücklin F. Beiträge zur Geschichte der Musik, 1790.
Dies А. Biographische Nachrichten. – Wien, 1810.
Holmes E. The Life of Mozart. – London, 1878.
Kelli M. Reminiscences. – London, 1826.
Pohl C. Joseph Haydn. Bd. I–III. – Leipzig, 1875.
Ratner L. Classic Music: Expression, Form, and Style. – New York; London, 1980.
Reichardt J. Briete eines aufmerksamen Reisenden. 2 Bde. – Frankfurt a. M. u. Lpz., 1774–1776.
Schubart Ch. Ästhetik der Tonkunst (1784). – Leipzig, 1973.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.