Специфика артикулирования в традиционной музыке вятских мари

Svetlana V. Kosyreva

Аннотация


Статья посвящена комплексному изучению традиционного музыкального фольклора вятских мари. Выявляется типология одного из ярких проявлений тембрового пения вятских мари финальных, специфически артикулируемых протяжённых интонационных форм.

 Ключевые слова: темброинтонирование, маркированные финалисы,  артикуляционная типология, унисонный гетерофон, кластерный гетерофон


Полный текст:

PDF

Литература


Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. – М., 1986.

Альмеева Н. Ю. Гетерофонная фактура (Опыт анализа архаического многоголосного пения татар-кряшен // Судьбы традиционной культуры: сб. ст. и материалов памяти Ларисы Ивлевой. – СПб., 1998. – С. 195–220.

Васильев В. М. Марий калык муро. – Йошкар-Ола, 1991. – На марийск. яз.

Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. – М., 1970. – Вып. 1. – С. 11–38.

Галицкая С. П. Монодийная фактура как актуальная теоретическая проблема // Музыкальная культура как национальное и мировое явление. – Новосибирск, 2002. – С. 84–87.

Гарбузов Н. А. – музыкант, исследователь, педагог. – М., 1980.

Емельянов А. И. Языческое моление черемис... // ИОАИЭ. Т. 31. Вып. 4. – Казань, 1921. – С. 7-39.

Земцовский И. И. Специфика многоголосного артикулирования: фактура и тембр // Из мира устных традиций: заметки впрок. – СПб., 2006. – С. 184–189.

Земцовский И. И. Проблема многоголосия в теории монодии // Из мира устных традиций: заметки впрок. – СПб., 2006. – С. 190–195.

Козлова К. И. Очерки этнической истории марийского народа. – М., 1978.

Косырева С. В. Специфика темброинтонирования в традиционной музыке вятских мари // Этническая музыка и XXI век. – Петрозаводск, 2007. – С. 94–97.

Косырева С. В. Гетерофония вятских мари: опыт комплексного изучения // Музыковедение. – 2010. – № 3. – С. 43–49. 13. Косырева С. В. Марийский аэрофон шÿвыр в традиционной культуре вятских мари // Вопросы инструментоведения. Вып. 7. (К 120-летию Курта Закса): сб. матер. Седьмого международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения». – СПб.: Астерион, 2010. – С. 166–171.

Мазепус В. В. Акустические основания артикуляционной классификации тембров // Теоретические концепции XX в. – Новосибирск, 2000. – С. 63–70.

Мазепус В. В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология. – Новосибирск, 1998. – С. 24–51.

Марий калык муро [Песни народа мари] / сост. сб. и коммент. В. Коукаль; ред. и вступит. ст. К. Четкарёва; муз. ред. Ф. Рубцова. – М.; Л., 1951. – На марийск. яз. 17. Мациевский И. В. О дифференцированности морфологических доминант в традиционной музыке // Искусство устной традиции. Историческая морфология: сб. ст., посвящённый 60-летию И. И. Земцовского. – СПб., 2002. – С.12–27.

Основы финно-угорского языкознания. Вопросы происхождения и развития финно-угорских языков. – М., 1974.

Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979.

Теплов Б. М. Высота звука и учение о двух компонентах высоты // Теплов Б. В. Психология музыкальных способностей. – М.; Л., 1947.

Bose F. Musikalische Völkerkunde. – Freiburg im Bresgau: Atlantis, 1953.

S


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.