Феномен канона как методологическая основа изучения национальных музыкальных культур

Evgenia R. Skurko

Аннотация


Статья посвящена методологическим проблемам, актуальным при изучении национальных музыкальных культур народов мира.  Отталкиваясь от амбивалентного взглядана национальную культуру как насамостоятельную систему,организованную на основе индивидуальных закономерностей и как на часть мирового культурно-исторического процесса, автор создаёт иерархическую систему канонов. Принципы их соподчинения на разных стадиях развития национальных культур отражают закономерности эволюции композиторского музыкального мышления и шире становления национальной культуры как целостного явления.

Ключевые слова:  канон, методология, национальные культуры, стиль, фольклор,  академическая традиция

Полный текст:

PDF

Литература


Аверинцев С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. – М., 1986.

Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. – М., 1995.

Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. – М., 1998.

Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л.; М., 1971. – Кн. 1, 2.

Бернштейн Б. Традиции и канон. Два парадокса // Критерии и суждения в искусствознании. – М., 1986. – С.185.

Валькова В. Музыкальный тематизм – мышление – культура. – Нижний Новгород, 1992.

Гаврилова Н. Проблемы национального в музыке ХХ века. Чехия и Словакия: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. – М., 1996.

Галайку В. Национальное в музыкальном искусстве (на примере музыкальной культуры Молдовы): дис. … канд. искусствоведения. – М., 1992.

Грица С. Украинская песенная эпика. – М., 1990.

Дулат-Алеев В. Национальная культура как текст: татарская музыка ХХ века: дис. … д-ра искусствоведения. – М., 1999.

Ерзакович Б. Песенная культура казахского народа. Музыкально-историческое исследование. – Алма-Ата, 1966.

Земцовский И. К теории жанра в фольклоре // Советская музыка. – 1983. – № 4.

Каган М. Историческая типология художественной культуры: лекции. – Самара, 1996.

Кушнарёв Х. Вопросы истории и теории армянской монодии. – Л., 1958.

Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1985.

Лихачёв Д. Исследования по древнерусской литературе. – Л., 1986.

Лосев А. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. – М., 1964. – Вып. 6.

Лотман Ю. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. – М., 1973.

Медушевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник. – М., 1984. – Вып. 5. – С. 14.

Пропп В. Морфология сказки. – М., 1969.

Скурко Е. Р. Башкирская академическая музыка: традиции и современность. – Уфа, 2005.

Юнусова В. Творческие процессы в классической музыке Востока: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. – М., 1995.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.