О проявлениях семантики тональности в творчестве С. В. Рахманинова
Аннотация
Статья рассматривает образную сферу минорных тональностей, наиболее часто встречающихся у Рахманинова. Материалом для наблюдений послужили все его произведения, написанные в до-диез миноре, а также фрагменты его эпизодического использования. В ходе анализа выявлены повторяющиеся гармонические формулы, определяющие относительную устойчивость образной сферы этой тональности в творчестве Рахманинова. Выделены две «образные зоны» до-диез минора: в одной преобладает модус возвышенной скорби, другая выражает апокалипсические предчувствия. Пример использования Рахманиновым до-диез минора ярко свидетельствует о том, что за одной тональностью может «закрепляться» определённая сфера родственных художественных образов.
Ключевые слова: образная сфера тональности, мотивы-символы, барочная символика, фонический контраст, каденционные формулы
Полный текст:
PDFЛитература
Гаккель Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века. – Л.: Сов. композитор, 1990.
Кандинский А. И. «Симфонические танцы» Рахманинова (к проблеме историзма) // Советская музыка. – 1989. – № 2. – С. 92–100.
Кандинский-Рыбников А. А. Проблема Судьбы и автобиографичность в искусстве С. В. Рахманинова // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993). – М.: МГК, 1995. – С. 90–109.
Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика. – М.: МГК.
Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988.
Назайкинский Е. В. Символика скорби в музыке Рахманинова (к прочтению Второй симфонии) // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993). – М.: МГК, 1995. – С. 29–41.
Назайкинский Е. В. О предметности музыкальной мысли // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. – М.: КомКнига, 2007. – С. 44–69.
Рахманинов С. В. Литературное наследие. Т. 2. Письма. – М.: Сов. композитор, 1980.
Чигарёва Е. И. Миф у Моцарта. Миф о Моцарте // Миф. Музыка. Обряд. – М.: Композитор, 2007. – С. 139–150.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.