Внутренний модус барочной формы: ладовое структурирование
Аннотация
Структурно-синтаксическая характеристика барочных музыкальных форм утвердилась сегодня в силу механического использования методологии анализа форм классических. Отталкиваясь от иного понимания формы, принятого в эпоху античности и средневековья, автор показывает, что в любой музыкальной структуре XVII – начала XVIII веков доминирует не синтаксический, а иерархический (ладовый и тематический) принцип формообразования. В статье рассматриваются особенности ладового структурирования барочной формы и аргументируется определяющее влияние модальности на структуру григорианского напева. В новых условиях эпохи барокко иерархическая диспозиция средневекового лада прослеживается уже как внутренний структурный принцип. Так же как и в средневековье, в религиозном мировоззрении эпохи барокко сохраняется дуалистическая картина мира, символически воплощаясь во внутреннем модусе музыкальной формы.
Ключевые слова:символическая структура средневекового лада, модальность, барокко, барочная музыкальная форма
Полный текст:
PDFЛитература
Аверинцев С. С. «Греческая литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и взаимосвязи двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – М., 1971.
Бочаров Ю. С. О форме французской увертюры // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация / отв. ред. С. В. Грохотов. – М.: Московская консерватория, 2010.
Кац Б. Сюжет в баховской фуге // Сов. музыка. – 1981. – № 10. – С. 100–110.
Кудряшов Ю. В. Музыкальная готика мессы Гийома де Машо // Музыкальная культура Средневековья. Теория, практика, традиция: сб. науч. тр. / отв. ред В. Г. Карцовник. – Л.,1988. – С. 105–128.
Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII –XX веков. – М.: Композитор, 2003.
Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. текстов и общ. вступит. ст. В. П. Шестакова. – М.: Музыка, 1966.
Хейзинга Й. Осень средневековья. – М.: Наука, 1988. 8. Gioseffo Guami From Wikipedia, the free encyclopedia. – URL: http://en.wikipedia.org/wiki/ Gioseffo_Guami.
Robert W. Wienpahl. Modality, Monality and Tonality in the Sixteenth and Seventeenth Centuries // Music and Letters. – № 52 (1971). – P. 407–417; № 53 (1972). – P. 52–73.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.