Риторика и музыкальная форма в эпоху французского Барокко

Marina N. Chebourkina

Аннотация


В статье выявляется глубинная взаимосвязь французского учения о музыкальной форме с риторикой. Автор анализирует такие основополагающие категории музыкальной формы в эпоху французского барокко, как «мотив», «член», «фраза», «период» и др., и прослеживает их эволюцию — в рамках теорий М. Мерсенна, М. де Сен-Ламбера и Ж.-Ж. Руссо — на протяжении XVII–XVIII столетий. В статье приводится таблица соответствий риторических и музыкальных терминов французских теоретиков XVIII столетия современной российской музыкальной терминологии.

Ключевые слова: риторика, музыкальная форма, Франция, Барокко, Мерсенн, Сен-Ламбер, Руссо, период, мотив

 


Полный текст:

PDF

Литература


Глядешкина З. Гармония мира как принцип музыки согласно L’Harmonie universelle (1636) Марена Мерсенна // Лекции и материалы по истории теории музыки во Франции XVI–XVIII веков. Т. 4. – М., 2008.

Мессиан О. Техника моего музыкального языка / пер. и коммент. М. Чебуркиной. – М., 1995.

Способин И. Музыкальная форма. – М.; Л., 1947.

Холопов Ю. Введение в музыкальную форму / ред. Т. Кюрегян, В. Ценова. – М., 2008.

Холопов Ю. Марен Мерсенн // Холопов Ю., Кириллина Л. и др. Музыкально-теоретические системы. – М., 2006. – С. 174–177.

Чебуркина М. Риторика и «страсти» в системе французской органной музыки Барокко // Музыковедение. – 2011. – № 8. – С. 7–17.

Brossard (de) S. Dictionnaire de musique. – Paris, chez Christophe Ballard, 1703.

Godefroy F. Dictionnaire de l’ancienne langue française et de tous ses dialectes du IXe au XVe siècle (en 10 volumes) ; Vol. 5. – Paris, F. Vieweg, Émile Bouillon, 1880–1902.

Mersenne M. Harmonie universelle. Tome I. – Paris, chez Sébastien Cramoisy, 1636.

Rousseau J.-J. Dictionnaire de musique. – Paris, chez la Veuve Duchesne, 1768.

Saint-Lambert (de) M. Les principes du clavecin Contenant une Explication exacte de tout ce qui concerne la Tablature et le Clavier. – À Paris, Chez Christophe Ballard, M. DCCII (1702).

Saint-Lambert (de) M. Nouveau traité de l’accompagnement du clavecin, de l’orgue, et des autres instruments. – À Paris, Chez Christophe Ballard, M. DCCVII (1707).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.