Об игровой природе скерцо в симфонии XIX века: историко-культурологический аспект
Аннотация
Автор рассматривает скерцо как жанр инструментальной музыки, прошедший большой путь развития, сформировавший на протяжении XVIII–XIX веков различные типы с присущими каждому из них жанровыми комплексами. В центре внимания – скерцо русской симфонии XIX века, вобравшее основные грани мирочувствования эпохи: с одной стороны, духовные поиски национальной идеи и стремление воссоздать целостную концепцию Мира и Человека, с другой – все противоречия и конфликты времени, отразившиеся во внутреннем мире Художника.
Ключевые слова:русская музыка, симфония, скерцо
Полный текст:
PDFЛитература
Арановский М. Симфонические искания. Проблема жанра в симфонии в советской музыке 1960- 1975 гг.: исследовательские очерки. – Л., 1979.
Асафьев Б. Русская музыка ХIХ начала ХХ века. – Л., 1979.
Балакирев М., Стасов В. Переписка. Т. 1, 2. – М., 1970, 1971.
Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990.
Воробьёв Н. Теория игр. – М., 1976.
Гадамер Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.
Гессе Г. Игра в бисер. – М., 1969.
Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. – М., 1975.
Лотман Ю. Тезисы и проблемы искусства в ряду моделирующих систем // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1967. – Вып. 198.
Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. – М., 1982.
Соколов О. Морфологическая система музыки и её художественные жанры. – Н. Новгород, 1994.
Хёйзинга Й. Homo Ludens в тени завтрашнего дня. – М., 1992.
Шаймухаметова Л. Смысловые и структурные модификации роговых сигнальных формул в контексте тематизма скерцо (на примере творчества австронемецких композиторов) // Музыкальный язык в контексте культуры. – М.: ГМПИ им. Гнесиных,1989. – Вып. 106. – С. 58–76.
Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. 1. – М., 1975.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.