Сущность музыкального в интерпретациях мастеров романтизма (онтологический аспект)
Аннотация
В статье развивается онтологический подход к пониманию музыки. Музыка рассматривается как выражение фундаментальных оснований Бытия. Попытки романтиков (Т. Гофмана, В. Вакенродера, И. Гердера, Ж. Галеви, Л. де Сталь) обнаружить в спонтанных движениях души художника запредельное, «горизонты неведомого и высшего мира»; «предчувствие потусторонней жизни», понимание творчества как «заново созданного мира» интерпретируются как онтологические прозрения, получившие впоследствии теоретическое обоснование в экзистенциально-феноменологической парадигме.
Ключевые слова: онтология музыки, романтизм, поэтическое мироощущение, омузыкаливание природы
Полный текст:
PDFЛитература
Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. – М.: Искусство, 1977.
Зенкин К. В. Романтизм как историко-культурный переворот // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: избранные статьи. – Ростов-на-Дону, 2001. – Вып. 1. – С. 8–28.
Литературные манифесты западноевропейских романтиков / под ред. А. С. Дмитриева. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А. Ф. Форма – Стиль – Выражение. – М.: Мысль, 1995.
Михайлов А. В. Этапы развития музыкальноэстетической мысли в Германии XIX века // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2 т. Т. 2. Антология. – М.: Музыка, 1981.
Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2 т. Т. 2. Антология. – М.: Музыка, 1981.
Музыкальная эстетика Франции XIX века. – М.: Музыка, 1974.
Чередниченко Т. В. Карл Дальхаус о ценностях и истории в исследованиях искусства // Вопросы философии. – 1999. – № 9. – С. 123–138.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.