Сущность музыкального в интерпретациях мастеров романтизма (онтологический аспект)

Zinaida V. Fomina

Аннотация


В статье развивается онтологический подход к пониманию музыки. Музыка рассматривается как выражение фундаментальных оснований Бытия. Попытки романтиков (Т. Гофмана, В. Вакенродера, И. Гердера, Ж. Галеви, Л. де Сталь) обнаружить в спонтанных движениях души художника запредельное, «горизонты неведомого и высшего мира»; «предчувствие потусторонней жизни», понимание творчества как «заново созданного мира» интерпретируются как онтологические прозрения, получившие впоследствии теоретическое обоснование в экзистенциально-феноменологической парадигме.

Ключевые слова: онтология музыки, романтизм, поэтическое мироощущение, омузыкаливание природы

 


Полный текст:

PDF

Литература


Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. – М.: Искусство, 1977.

Зенкин К. В. Романтизм как историко-культурный переворот // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: избранные статьи. – Ростов-на-Дону, 2001. – Вып. 1. – С. 8–28.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков / под ред. А. С. Дмитриева. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А. Ф. Форма – Стиль – Выражение. – М.: Мысль, 1995.

Михайлов А. В. Этапы развития музыкальноэстетической мысли в Германии XIX века // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2 т. Т. 2. Антология. – М.: Музыка, 1981.

Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2 т. Т. 2. Антология. – М.: Музыка, 1981.

Музыкальная эстетика Франции XIX века. – М.: Музыка, 1974.

Чередниченко Т. В. Карл Дальхаус о ценностях и истории в исследованиях искусства // Вопросы философии. – 1999. – № 9. – С. 123–138.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.