Григорианский хорал в оратории Ф. Листа «Христос»

Olga P. Gorbunova

Аннотация


Статья посвящена анализу функции григорианского хорала в одном из крупных вокально-инструментальных сочинений Ф. Листа, принадлежащих к «римскому» периоду творчества.  Оратория «Христос» рассматривается как пример оратории романтического типа, где композитор стремится соединить принципы средневекового музыкального искусства с выразительными средствами своей эпохи. Основой лейтмотивной и монотематической работы являются несколько григорианских напевов, которые, приобретая функцию «сверхтемы», становятся способом сохранения  драматургического единства крупного сочинения.

Ключевые слова: западноевропейская оратория, монотематизм Листа, григорианский хорал,  «Rorate coeli»,   «Angelus», Палестрина


Полный текст:

PDF

Литература


Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационности. Ч. 2. Григорианский хорал. – М.: Музыка, 2004.

Григорианский хорал: науч. тр. / сост. Т. Кюрегян, Ю. Москва; Московская гос. консерватория. – М., 1998. – Сб. 20.

Кривеженко В. Трактовка христианских образов в свете религиозно-философских взглядов Ф. Листа (на примере ораторий «Легенда о Святой Елизавете» и «Христос») // Проблемы музыкальной науки.– 2010. – № 2 (7). – С. 70–72.

Кривеженко В. Функции словесного текста в ораториях Ф. Листа «Легенда о Святой Елизавете» и «Христос» // Проблемы музыкальной науки. – 2012.– № 1 (10). – С. 236–240.

Лист и проблемы синтеза искусств: сб. науч. тр. / сост. Р. Гинзбург; под ред. Т. Веркиной. – Харьков: РА-Каравелла, 2002.

Фадеева О. С. Оратория в XIX в. в Германии: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. – М., 1999.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.