Риторические фигуры и музыка XX века: обзор микронарративности

Sergio Lanza

Аннотация


Классическая риторика образует исключительное по глубине проникновение в механизм дискурса и его структуры. Начав с  идей Цицерона и Квинтилиана, в статье автор касается исследования Генриха Лаусберга о них, в котором подход достаточно абстрагирован и соотнесён с психологическими эффектами риторики. Цель исследования Ланцы  – выяснить, как и каким образом это древнее искусство обращения со сложным смыслообразующим началом может быть введено в арсенал анализа и техник музыкальной композиции XX века. В частности, рассматривается возможность сравнения артикуляций музыкальной мысли с артикуляциями вербального языка в рамках микроформального измерения. В этом измерении музыки находятся микронарративы, обнаруживаемые методом феноменологического анализа, который предполагает рассмотрение процесса порождения смысла в структуре, направленной на слушателя. В функциональной связи между восприятием и наррацией, опытом и языком, автор находит способ реинтерпретации смыслов древних риторических фигур, обращая внимание в первую очередь на повторения, варьирование, контраст, порядок, беспорядок, симметрию, – на те аспекты, которые делают риторику родственной процессу смыслообразования в музыке. Из всех них повторение рассматривается как основная стратегия, из которой происходят все другие как в музыке, так и в речи. Результатом является не просто перевод на другой уровень существующих формальных и аналитических концептуализаций. Скорее,  исполнителю музыки XX века, который часто оказывается либо дезориентированным, либо слишком сфокусированным на технических аспектах исполнения, даётся сеть «означающих», в которой он мог бы найти ориентиры для своих интерпретаций.

Ключевые слова: музыка и риторика, риторические фигуры в музыке XX века, анализ музыки, музыка и другие искусства

 


Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.