Синтез балета и сюиты в творчестве Дариуса Мийо

Maria S. Kobzeva

Аннотация


Балет – один из ведущих жанров в творчестве выдающегося французского композитора ХХ века Дариуса
Мийо. Непреходящий интерес композитора к этому жанру объясняется его особой зрелищностью, возмож-
ностями сопоставлений разных характеров в рамках единой сюжетной линии, простотой и ясностью форм,
символической природой танца, раскрывающего глубину смысловых подтекстов, соединением классиче-
ских традиций и новых радикальных идей.
Отталкиваясь от факта особой роли синтеза искусств в ХХ столетии и органичного использования
синтезирующего начала в творчестве Д. Мийо, автор статьи утверждает, что одним из значимых для ком-
позитора микстов является воздействие на его балеты признаков сюитного жанра. Обоснование тяготения
Мийо к данному типу синтеза основано на исторических предпосылках взаимовлияния его составляющих
– связях с итальянской комедией масок, а также на том, что в XVI веке под термином балет подразумевали
хореографические номера под музыку популярных танцев. Автором выделяются два пути взаимовлияния
исследуемых жанров: насыщение балетного спектакля свойствами сюиты, позволяющее атрибутировать
сюитную природу произведений, и прямое «перерастание» балета в сюиту, когда один жанр становится
поводом для создания на его базе – другого. Исследование этих форм синтетического единства, осущест-
влённое на основе одноактного балета «Бык на крыше» и балетной сюиты «Сны Иакова», позволило кон-
статировать разную степень проявления в названных балетах таких черт сюитного жанра, как опора на
танцевально-жанровую основу, номерная структура, доминирование принципа контраста, композиционная
простота разделов целого.

Ключевые слова: балет, сюита, синтез жанров, Дариус Мийо, французская «Шестёрка», «Бык на крыше»,
«Сны Иакова».


Полный текст:

PDF

Литература


Babich N. F. Muzyka v plasticheskom teatre rubezha XX–XXI vekov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Music in the Plastic Theater at the Turn of the 20th and 21st Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2012. 192 p.

Vyazovkina V. A. Problemy neoromantizma v zapadnoevropeyskom baletnom teatre 1900–1930-kh godov: evolyutsiya obraza geroya-tvortsa: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Issues of Neo-Romanticism in Western European Ballet Theater from the 1900s to the 1930s: the Evolution of the Image of the Creator Hero: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2014. 212 p.

Kobzeva M. S. Brazil’skaya tema v tvorchestve D. Miyo [The Brazilian Theme in the Works of Darius Milhaud]. Stat’i molodykh muzykovedov [Articles of Young Musicologists]. Edited by V. N. Demina. Rostov-on-Don, 2014, pp. 15–24.

Kokoreva L. M. Darius Miyo. Zhizn’ i tvorchestvo [Darius Milhaud. Life and Art]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. 335 p.

Krasovskaya V. M. Balet [Ballet]. Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Edited by Yu. V. Keldysh. Volume 1. Moscow, 1973, col. 296.

Kenlyan S. Osobennosti tsikloobrazovaniya v zapadnoevropeyskoy instrumental’noy muzyke pervoy poloviny XX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Special Features of Cycle Formation in Western Instrumental Music of the First Half of the 20th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2011. 182 p.

Miyo D. Moya schastlivaya zhizn’ [Milhaud D. My Happy Life]. Moscow: Kompozitor, 1999. 395 p.

Pirozhkova Yu. S. Problema zhanrovo-stilevogo sinteza v baletakh D. Miyo i A. Petrova na temu sotvoreniya mira [The Problem of Genre and Stylistic Synthesis in the Ballets of Darius Milhaud and Andrei Petrov on the Subject of the Creation of the World]. Sovremennye aspekty khudozhestvennogo sinteza v muzykal’nom iskusstve: sb. st. [Contemporary Aspects of Artistic Synthesis in Music: a Compilation of Articles]. Rostov-on-Don, 2009, pp. 216–224.

Lynn R. B. Milhaud. The Magazine for Serious Record Collectors is the property of Fanfare. 2015. Mar- Apr. 2015, pp. 390–391.

Lynn R. B. Milhaud L’Orestie d’Eschyle. Ibid., pp. 393–395.

Mason D. Darius Milhaud’s spoken word recordings. Classical Recordings Quarterly. March 2011, Issue 64, pp. 20–23.

Matthew-Walker R. Darius Milhaud – Une Vie Heureuse Milhaud. Classical Recordings Quarterly. Summer 2014, pp. 92–93.

Snook P. A. Milhaud Le Train Bleu. The Magazine for Serious Record Collectors is the property of Fanfare. July-August 2013, pp. 446–447.

Solum J. Milhaud’s Sonatine for Flute and Piano: A Masterwork from the Jazz Age. Essay Flutist Quarterly. July 2013, pp. 26–29.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.151-156

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.