«Американцы» в России: опера Е. Фомина и балет К. Каноббио

Alexandra E. Maximova

Аннотация


Опера Е. И. Фомина «Американцы» (1788) и балет К. Каноббио «Американцы, или Счастливое кораблекру-
шение» (1792) созданы авторами в Петербурге. Исследование этих малоизученных произведений, основанное
на документальных литературных и нотных источниках, привело к неожиданным историческим, сюжетным и
музыкальным параллелям. Сочинения объединяет «американский» сюжет: многие музыкально-театральные
спектакли XVIII века в жанрах пролога, драмы, оперы и балета посвящены истории американских индейцев
(империи инков) и их завоевания европейцами. Сценические судьбы «Американцев» Фомина и Каноббио по-
хожи: спектакли не сразу попали на сцену, а затем ставились в Большом (Каменном) театре Санкт-Петербурга
в сезон 1800 года, что позволяет предполагать исполнение балета в рамках оперы. Опера Фомина на текст
И. А. Крылова в 1788 году снята с постановки из-за «революционных» событий сюжета; премьеру балета
могли отклонить под тем же предлогом. Особый интерес в музыке сочинений представляют тематические
характеристики американских индейцев, данные в рамках классического стиля. Их роднит прихотливый син-
копированный ритм, грубоватая мелодика, свойственная народным танцам, оркестровка в манере янычарской
музыки. При этом Фомин остроумно вводит в оркестровые ритурнели и вокальные темы индейцев интона-
ции русской плясовой, противопоставляя «варварство» дикого племени цивилизованности европейцев. Сквозь
призму «американских» сочинений, дополняющих самобытную стилевую область театральной музыки на эк-
зотические сюжеты, раскрывается представление русского общества XVIII века о Новом Свете.

Ключевые слова: опера, балет, русский музыкальный театр XVIII века, императрица Екатерина II.


Полный текст:

PDF

Литература


Arkhiv Direktsii imperatorskikh teatrov [The Archive of the Directorate of Imperial Theatres]. Issue 1 (1746–1801), p. 2. Moscow: Kniga po Trebovaniyu [Book upon Demand], 2012. 675 p.

Dobrovol’skaya G. N. Balet [The Ballet]. Muzykal’nyy Peterburg: entsiklopedicheskiy slovar’. XVIII vek [Musical St. Petersburg: Encyclopedic Dictionary. 18th Century]. Volume 1, Book 1. St. Petersburg, 1996, pp. 79–116.

Dulova E. N. Baletnyy zhanr kak muzykal’nyy fenomen (russkaya traditsiya kontsa XVIII – nachala XX veka) [The Ballet Genre as a Musical Phenomenon (The Russian Tradition of the Late 18th and Early 20th Centuries)]. Minsk, 1999. 376 p.

Krylov I. A. Poln. sobr. soch. V 3 t. T. 3. Basni. Stikhotvoreniya. Pis’ma [Complete Works in 3 Volumes. Volume 3. Fables. Poems. Letters]. Edited by D. D. Blagoy. Moscow: Khudozhestvenaya Literature [Artistic Literature] State Press, 1946. 608 p.

Maksimova A. E. Russkiy baletnyy teatr ekaterininskikh vremyon. Rossiya – Zapad [The Russian Ballet Theatre of the Times of Catherine the Great. Russia – West]. Moscow: Kompozitor, 2010. 420 p.

Porfir’eva A. L. Fomin [Fomin]. Muzykal’nyy Peterburg: entsiklopedicheskiy slovar’. XVIII vek [Musical St. Petersburg: Encyclopedic Dictionary. 18th Century]. Volume 1, Book 3. St. Petersburg, 1999, pp. 196–200.

Rossiyskiy teatr, ili Polnoe sobranie vsekh rossiyskikh teatral’nykh sochineniy. V Sankt-Рeterburge: pri Imperatorskoy Akademii nauk: 1786–1794 [The Russian Theater or a Complete Collection of all Russian Theatrical Works. In St. Petersburg: Affiliated with the Imperial Academy of Sciences: 1786–1794]. Part 17–18, 1787–1788.

[Khrapovitskiy A. V.] Dnevnik A. V. Khrapoviskogo. 1782–1793. Po podlinnoy ego rukopisi, s biograficheskoy stat’eyu i obyasnitel’nym ukazatelem Nikolaya Barsukova, chlena Arkheograficheskoy komissii [Diary of A. V. Khrapovitsky. 1782–1793. Following its Genuine Manuscripts, with a Biographical Article and Explanatory Indicator by Nicholas Barsukov, a Member of the Archeographic Commission]. Edition A. O. Bazunov. St. Petersburg, 1874. 610 p.

Butler M. R. Gluck’s Alceste in Bologna: Production and Performance at the Teatro Comunale, 1778. Journal of the American Musicological Society. Vol. 65. No. 3. Fall 2012, pp. 727–776. DOI: 10.1525/ jams.2012.65.3.727.

Doe J. Opéra-comique on the Eve of Revolution: Dalayrac’s Sargines and the Development of “Heroic” Comedy. Journal of the American Musicological Society. Vol. 68. No. 2, Summer 2015, pp. 317–374. DOI: 10.1525/jams.2015.68.2.317

Ferraguto M. Beethoven à la moujik: Russianness and Learned Style in the “Razumovsky” String Quartets. Journal of the American Musicological Society. Vol. 67. No. 1, Spring 2014, pp. 77–124. DOI: 10.1525/jams.2014.67.1.77

Frolova-Walker M. A Ukrainian Tune in Medieval France: Perceptions of Nationalism and Local Color in Russian Opera. 19th-Century Music. Vol. 35. No. 2. Fall 2011, pp. 115–131. DOI: 10.1525/ncm.2011.35.2.115

Rathey M. Mozart, Kirnberger and the idea of musical purity: revisting two sketches from 1782. Eighteenth Century Music. Vol. 13. Iss. 2, September 2016, pp. 235–252. DOI: 10.1017/S1478570616000063




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.135-141

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.