Чтобы не угасла искра Моцарта: к проблеме гуманитаризации современной системы образования

Anna I. Shcherbakova

Аннотация


В статье обосновывается необходимость гуманитаризации системы образования, вынужденной постоянно
преодолевать множество противоречий, характерных для современного глобализирующегося мира. Это и
острый цивилизационный кризис, влекущий за собой нарастание агрессии в обществе, и специфика ин-
формационной цивилизации, ведущая к стандартизации и унификации культурных ценностей, и постоянно
усиливающийся натиск массовой культуры, отнюдь не способствующий духовному расцвету человечества.
Раскрывается целый ряд значимых аспектов проблемы, чрезвычайную актуальность которых определяет
интерес к ней со стороны представителей научной общественности: философов, культурологов, социологов,
психологов, педагогов. По результатам проведённых исследований автором статьи представлены основные
методологические подходы к выдвинутой проблеме, механизмы, способствующие преодолению существую-
щих противоречий. Делается вывод, согласно которому гуманитаризация современной системы образования
являет собой эффективный инструмент социальной адаптации личности, реализации её творческого потен-
циала, а следовательно, и социального оздоровления и обновления современного общества.

Ключевые слова: гуманитаризация образования, духовные ценности, межкультурный диалог, эстетика
мышления, эстетика духовного переживания, художественное пространство культуры.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Blok V. V. Soperezhevaniye i sotvorchestvo (dialektika i vzaimoobuslovlennost’) [Compassion and Co-authorship (Dialectics and Mutual Stipulation)]. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva: khrestomatiya [The Psychology of Artistic Creativity. A Chrestomathy]. Minsk, 2003, pp. 465–503.

Brodsky I. A. Stikhotvoreniya [Poems]. Tallinn: Alexandra, 1991. 256 p.

Vygotsky L. S. Iskusstvo i psikhoanaliz [Art and Psychoanalysis]. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva: khrestomatiya [The Psychology of Artistic Creativity: a Chrestomathy]. Minsk, 2003, pp. 22–43.

Gatchev G. D. Mental’nosti narodov mira [The Mentalities of the Peoples of the World]. Moscow: Algoritm, Eskmo, 2008. 544 p.

Denn M. Logika tvorcheskogo akta v filosofii Gustava Shpeta [The Logic of the Creative Act in the Philosophy of Gustav Schpett]. Gustav Shpet i sovremennaya filosofiya gumanitarnogo znaniya [Gustav Schpett and the Contemporary Philosophy of Humanitarian Knowledge]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul’tur [The Languages of Slavic Cultures], 2006, pp. 236–250.

Ivanov S. P. Psikhologiya khudozhestvennogo deystviya subyekta [The Psychology of the Artistic Action of the Subject]. Moscow; Voronezh: Modek, 2001. 640 p.

Kagan M. S. Izbrannye trudy. Vyp. 1: Problemy metodologii [Selected Works. Issues of Methodology]. St. Petersburg: Petropolis, 2006. 356 p.

Kanke V. A. Etika otvetstvennosti. Teoriya morali budushchego [The Ethics of Responsibility. The Theory of Morality of the Future]. Moscow: Logos, 2003. 352 p.

Karavkin V. I. Ideal’naya model’ kul’tury [The Ideal Model of Culture]. Moscow: OGI, 2010. 336 p.

Clark J. Illustrirovannaya khronika otkrytiy i izobreteniy s drevneyshikh vremyon do nashikh dney. Nauka i tekhnologiya: lyudi, daty, sobytya [Illustrated Chronicles of Discoveries from the Earliest Times up to the Present Days. Science and Technology. People, Dates, Events]. Moscow: Astrel, 2002. 332 p.

Mamardashvili M. K. Estetika myshleniya [The Aesthetics of Thinking]. Moscow: Moskovskaya shkola politicheskikh issledovaniy [The Moscow School of Political Research], 2001. 416 p.

Mandelstam O. E. Ob iskusstve [About Art]. Moscow: Iskusstvo, 1995. 416 p.

Minayev E. A. Muzykal’no-informatsionnoye pole v evolutsionnykh protsessakh iskusstva: monografiya [The Musical Informational Field in the Evolutional Processes of Art: Monographic Work]. Moscow: Muzyka, 2000. 392 p.

Nadirova L. L. Struny obshchnosti: teoreticheskiye osnovy razvitiya empatii u studentov muzykal’no-pedagogicheskikh universitetov [The Strings of Community: The Theoretical Basis of the Development of Empathy in Students of Musical and Pedagogical Universities]. Vladimir: VPGU, 1999. 318 p.

Pabst A. Modely globalizatsii [The Models of Globalization]. Etnos. Normy i tsennosti v epokhu globalizatsii: nauch. konf. London, 14 oktyabrya 2013 [Ethnos. The Norms and Values in the Era of Globalization. London, October 14, 2013]. St. Petersburg: SPbGUP, 2014, pp. 15–19.

Rank O. Estetika i psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva [The Aesthetics and Psychology of Artistic Creativity]. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva: khrestomatiya [The Psychology of Artistic Creativity: a Chrestomathy]. Minsk, 2003, pp. 5–21.

Rodin A. I. Besedy ob iskusstve [Conversations about Art]. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2014. 320 p.

Roshak T. Istoki kontrkul’tury [The Sources of Counterculture]. Moscow: AST, 2014. 380 p.

Selchenok K. Khudozhestvo nashey zhizni [The Artistry of our Lives]. Psikhologia khudozhestvennogo tvorchestva: khrestomatiya [The Psychology of Artistic Creativity. A Chrestomathy]. Minsk, 2003, pp. 432– 437.

Saint-Exupery, Antoine. Smysl zhizni [The Meaning of Life]. Moscow: Eksmo, 2013. 324 p.

Fromm E. Imet’ ili byt’ [To Have or to Be]. Moscow: AST, 2014. 320 p.

Fromm E. Iskusstvo byt’ [The Art of Being]. Moscow: AST, 2014. 348 p.

Shor Yu. M. Kul’tura kak perezhivaniye (Gumanitarnost’ kul’tury) [Culture as an Experience; The Humanitarian Aspect of Culture]. St. Petersburg: SPbGUP, 2003. 220 p.

Yakovenko A. V. O kul’turno-tsivilizatsionnom mnogoobrazii mira [On the Cultural and Civilizational Diversity of the World]. Etnos. Normy i tsennosti v epokhu globalizatsii: nauch. konf. London, 14 oktyabrya 2013 [Ethnos. The Norms and Values in the Era of Globalization. London, October 14, 2013]. St. Petersburg: SPbGUP, 2014, pp. 7–10.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.125-134

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.