Художественные открытия Л. А. Мазеля

Grigory R. Konson

Аннотация


Статья посвящена одному из основоположников российского музыкознания Л. А. Мазелю. Наряду со сво-
ими коллегами (В. А. Цуккерманом и И. Я. Рыжкиным) учёный ввёл в музыкальную науку универсальный
метод целостного анализа художественных текстов, сыгравший большую роль в российском музыкознании.
Сблизив эстетику и теорию музыки, он изучил внутренние механизмы их связей, открыл эстетические прин-
ципы художественного воздействия музыки на слушателя. Однако становление этого метода у Мазеля не
было однозначным процессом. Парадоксально, что его обоснование и отторжение в исследованиях учёного
фактически шло параллельно. Такое явление свидетельствует о том, что он находился в постоянном поиске
научной методологии для познания сущности художественных текстов. В результате поиск привёл к новому
осмыслению метода целостного анализа, позволившему Мазелю решить главную задачу, стоящую перед
исследователем – выявить художественное открытие в музыке. Систематизировав различные способы его
обнаружения, учёный типизировал явления внутреннего и внешнего мира человека в единой целостности и
связал её с коммуникативными принципами музыки, показав в итоге образец своего ви́дения мира, основан-
ного на противоречивом взаимодействии диалектических оппозиций.

Ключевые слова: Мазель, теория музыки, целостный анализ, музыкальный образ, мотив, художественное
открытие, содержание и форма в музыке.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Konson G. R. Obraz fatuma v Uvertyure-fantasii «Romeo i Dzul’etta» P. I. Tchaikovskogo kak nositel’ lichnostnogo katastrofizma [The Image of Fate in P. I. Tchaikovsky’s Overture-Fantasy “Romeo and Juliet” As the Bearer of Personal Catastrophism]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015, No. 4, pp. 15–24.

Mazel’ L. A. Iz vospominaniy o P. S. Urysone [From the Memoirs about P. S. Uryson]. URL: http:// www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1998/4/62-65. pdf. (07.07.2016).

Mazel’ L. A. Issledovaniya o Shopene [Research Works on Chopin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1971. 248 p.

Mazel’ L. A. Nablyudeniya nad muzykal’nym yazykom Shostakovicha [Observation of the Musical Language of Shostakovich]. Mazel’ L. A. Etyudy o Shostakoviche: stat’i i zametki o tvorchestve [Mazel L. A. Études about Shostakovich: Articles and Notes about his Oeuvres]. Moscow, 1986, pp. 33–82.

Mazel’ L. A. Tselostnyy analiz – zhanr preimushchestvenno ustnyy i uchebnyy [The Integral Analysis – Mostly а Verbal and Educational Genre]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2000, No. 4, pp. 132–134.

Mochalova V. Litvaki iz roda Mordekhaya Yaffe: popytka genealogii [Lithuanians from the Family of Mordekhai Yaffe: an Attempt of Establishing a Genealogy]. URL: www-bcf.usc.edu/~alik/rus/review/ Mazel_litvaki.doc. (07.07.2016).

Raku M. G. Sotsial’noe konstruirovanie «sovetskogo muzikovedeniya»: rozhdenie metoda [The Social Construction of “Soviet Musicology”: Birth of a Method]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literature Survey]. 2016, No. 1 (137). URL: http://www.nlobooks. ru/node/6999#sthash.m7MHQ55C.dpuf. (13.07.2016).

Riman G. Muzykal’nyy slovar’ [Riemann H. Musical Dictionary]. Translated from the German by B. Jurgenson; Complementary translation and edition by Y. Engel. Moscow: P. Yurgenson, 1901. 1536 p.

Taruskin R. Ya privyk k negativnym kommentariyam. Vydayushchiysya zapadnyy slavistoved o posledstviyakh «zheleznogo zanavesa» i chitabel’nom muzykovedenii: interv’yu ot 11.11.2011 [I Got Used to Negative Comments: The Outstanding Western Slavist-musicologist on the Topic of the Consequences of the “Iron Curtain” and Readable Music Studies: Interview from 11/11/2011] / O. B. Manulkina. URL: http:// os.colta.ru/music_classic/events/details/31783/?expand= yes#expand. (22.07.2016).

Khannanov I. D. Retsenziya [Review] (Lawrence Kramer. Musical Meaning. Toward a Critical History. Berkeley and Los Angeles: UC Press, 2002). Siniy Divan [Blue Couch]. URL: http://sinijdivan.narod. ru/sd3rez4.htm. (23.07.2016).

Eizenstein S. M. Organichnost’ i pafos v kompozitsii fil’ma «Bronenosets “Potyomkin”» [The Organic Nature and the Pathos in the Composition of the Film “The Battleship ‘Potyomkin’”]. Eisenstein S. M. Izbrannye stat’i [Selected Articles]. Editor-Compiler, Annotation of Articles and Notes by R. N. Yurenev. Moscow, 1956, pp. 243–251.

Dahlhaus C. Analyze und Werturteil [Analyze and Value Judgment]. Mainz: Schott, 1970. 167 S.

Helmers R. Tchaikovsky’s ‘Pathétique’ and Russian Culture. By Marina Ritzarevа. Music and Letters. 2015. 96 (2), pp. 287–289. doi: 10.1093/ml/gcv027.

Holth B. German Influences in the Development of the Norwegian Classical Music Tradition. Fontes Artis Musicae. 2014. Volume 61. Issue 1, pp. 42–47.

Kramer L. Chopin’s Rogue Pitches: Artifice, Personification, and the Cult of the Dandy in Three Later Mazurkas. Nineteenth Century Music. 2012. Volume 35. Issue 3, pp. 224–237.

Ritzarevа M. Tchaikovsky’s Pathétique and Russian Culture. Farnham: Ashgate, 2014.169 pp.

Sheinberg E. Min-Ad. Israel Studies in Musicology Online Review. 2014. Volume 2. URL: http://www.biu.ac.il/hu/mu/min-ad/14/Sheinberg-Ritzarev.pdf. (30.10.2016).




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.100-116

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.