Траектория вокального творчества Д. Д. Шостаковича

Sergei V. Tarasov

Аннотация


Вокальная музыка Д. Шостаковича является одной из самых примечательных страниц отечественного музы-
кального искусства. Композитор в общей сложности работал в данном жанре на протяжении более пятидесяти
лет. Ранние опусы («Две басни И. А. Крылова», «Шесть романсов на слова японских поэтов») носили во
многом экспериментальный характер. В них важно использование оркестра, что в будущем станет весьма
распространённым фактором художественной практики композитора. С середины 1930-х годов он фронтально
разворачивается к вокальным жанрам, теперь уже прочно опираясь на традиции певческого интонирования и
чаще всего обращаясь к большой литературной классике («Четыре романса на слова А. Пушкина», «Четыре
монолога на слова А. Пушкина», «Два романса на слова М. Лермонтова»). Подлинным шедевром военных лет
стали «Шесть романсов на слова английских поэтов», где повествование ведётся от лица человека из народа,
но при всей простоте высказывания его облик наделён глубиной и объёмностью. Несколько позже появится
вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», суть которого заключается в изображении характерного для
русской литературы образа «маленького человека». Последний этап вокального творчества Шостаковича ознаменован
резко контрастными устремлениями: «высокий» жанр интеллектуальной лирики, с одной стороны
(«Семь стихотворений Александра Блока», «Шесть стихотворений Марины Цветаевой»), и заведомо снижен-
ная, едва ли не «утилитарная» сатира – с другой («Сатиры», «Пять романсов на тексты из журнала “Кроко-
дил”», «Четыре стихотворения капитана Лебядкина»). Завершающим шедевром вокальной лирики Шостако-
вича явилась «Сюита на стихи Микеланджело» (1974), где композитор поднимает вечные вопросы бытия.

Ключевые слова: Д. Шостакович, вокальное творчество Шостаковича, романсы, вокальные циклы.


Полный текст:

PDF

Литература


Akopyan L. О. Dmitry Shostakovich: opyt fenomenologii tvorchestva [Dmitri Shostakovich: the Experience of the Phenomenology of Creativity]. St. Petersburg: Dmitry Bulanin, 2004. 474 p.

Vasina-Grossman V. А. Kamerno-vokal’noe tvorchestvo Shostakovicha [The Vocal Chamber Works by Shostakovich]. Sovetskaya muzykal’naya kul’tura. Istoriya, traditsii, sovremennost’: sb. st. [Soviet Musical Culture: History, Tradition, Modernity: a Collection of Articles]. Edited by E. G. Daragan. Moscow, 1980, pp. 15–43.

Demchenko A. I. Voennaya tetralogiya Dmitriya Shostakovicha [The Military Tetralogy of Dmitri Shostakovich]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2015, No. 7, pp. 38–43.

Demchenko A. I. “Nos” Gogolya i Shostakovicha: dva “avangarda” [“The Nose” by Gogol and Shostakovich: Two “Avant-Gardes”]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Contemporary Issues of Science and Education]. 2013, No. 5, pp. 599–610.

Kurysheva T. A. Blokovskiy tsikl D. Shostakovicha [Shostakovich Vocal Cycle set to the Poems of Blok]. Blok i muzyka: sb. st. [Blok and Music: a Compilation of Articles]. Edited by M. A. Elik. Leningrad; Moscow,1972, pp. 214–228.

Levaya T. N. Tayna velikogo iskusstva (o pozdnikh kamerno-vokal’nykh tsiklakh D. D. Shostakovicha) [The Mystery of Great Art (About the Late Chamber- Vocal Cycles of Shostakovich)]. Muzyka Rossii [Music of Russia]. Issue 2. Moscow, 1978, pp. 291–328.

Mnatsakanova E. A. O tsikle Shostakovicha “Sem’ romansov na stikhi Aleksandra Bloka” [About Shostakovich’s Cycle “Seven Songs on Poems of Alexander Blok”]. Muzyka i sovremennost’ [Music and Modernity]. Issue 7. Moscow, 1977, pp. 69–87.

Bartlett R. Shostakovich and Chekhov. Shostakovich in Context. Oxford: Oxford University Press, 2000, рр. 199–218.

Gerstel J. Irony, Deception, and Political Culture in the Works of Dmitri Shostakovich. Mosaic (Winnipeg). Volume 32, No. 4, December 1999, pp. 56–71.

Kinetz E. The Rehabilitations of Shostakovich. The American Prospect, Vol. 11, No. 18, August 14, 2000, pp. 34–52.

Laurel E. Shostakovich: A Life. Oxford University Press, 2005. 458 p.

Wilson E. Interpreting Shostakovich’s Eclectic Second Cello Concerto. Miranda Strings. Volume 26, No. 5, December 2011, pp. 73–92.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.072-078

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.