Преломление античной традиции в современной музыкальной культуре понтийских греков

Araxia S. Minasyants

Аннотация


Интерес к культуре и эстетике Древней Греции в XX–XXI вв. представлен разнообразными работами, фун-
даментальными трудами А. Лосева, Е. Шестакова, Е. Герцмана и др. Связи античности с европейской тра-
дицией невольно напрашиваются при изучении культуры понтийских греков. Их основу составляет син-
кретическое единство песни, танца и музыкально-инструментального сопровождения, существовавших как
неразрывное, единое целое. Очевидно родство понтийской лиры с античными образцами этого инструмента,
а также роль лирария (музыканта, играющего на понтийской лире), где он выступает руководителем действа.
Понтийские греки имеют богатую танцевальную культуру, основой которой являются около 110 танцев.
Среди них имеются и те, что бытовали в Античной Греции. Например, танцы «Махери», «Пиррихий», «Сер-
ра». Описание танца «Махери» встречается в сочинении древнегреческого историка и писателя Ксенофонта
«Анабасис». Данный танец разыгрывался двумя воинами, где один из них, поражённый ножом другого, падает
замертво. Сегодня танец существует и у понтийских греков с одноимённым названием. Ксенофонтом описы-
вается и танец «Пиррихий». В танцевальной традиции понтийских греков сохранился «Пиррихий», который
понтийцы называют «Серра». Это мужская военная пляска, исполняемая мужчинами перед сражением.

Ключевые слова: античность, понтийская лира, понтийские греки, лирарий, танцы понтийских греков,
Серра, Пиррихий, Махери.


Полный текст:

PDF

Литература


Antichnaya muzykal’naya estetika [Ancient Greek and Roman Musical Aesthetics]. General Revision by A. P. Shestakov. Moscow: Muzgiz, 1960. 303 p.

Borodin B.B. Musicheskoe iskusstvo v dialoge Platona «Gosudarstvo» [The Musical Art in Plato’s Dialogue “The Republic”]. Uchenye zapiski Rossiyskoy Akademii muzyki im. Gnesinykh [Scholarly Notes of the Russian Gnessins’ Academy of Music.]. 2014, No. (9), pp. 49–57.

Gertsman E. V. Muzyka Drevney Gretsii i Rima [The Music of Ancient Greece and Rome]. St. Petersburg: Aleteya, 1995. 175 p.

Gomer. Iliada. Odisseya [Homer. Iliad. Odyssey]. Edited by A. Bychkova. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1967. 765 p. (Biblioteka Vsemirnoi literatury. Seriya pervaya, T. 3) [World Literature Library. First Series, Volume 3].

Gruber R. I. Vseobshchaya istoriya muzyki [General History of Music]. Moscow: Muzgiz, 1956. 415 p.

Iliadi I. I. Nasledniki Orfeya [The Heirs of Orpheus]. Stavropol: Stavropol’servisshkola, 2007. 359 p.

Ksenofont. Anabasis [Xenophon. Anabasis]. Translated from the Greek by S. Lure, M. Maximova. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1951. 300 p.

Khudekov S. N. Vseobshchaya istoriya tantsa: (antichnaya khoreografiya, karnaval’noe srednevekov’e, balet) [General History of Dance (Ancient Greek and Roman Choreography, the Carnival Middle Ages, the Ballet)]. Moscow: Eksmo, 2009. 606 p.

Shabunova I. M. Muzykal’nye instrumenty antichnosti [Musical Instruments of Ancient Greece and Rome]. Orkestr. Instrumenty. Partitura: sb. nauch. tr. [The Orchestra. Instruments. Score: Compilation of Scholarly Works]. Issue. 2. Edited by E. Nazaykinskiy. Moscow: Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory, 2007, pp. 108–128.

Binder B. Art and Science, Beauty and Truth, Performance and Analysis? Society for Music Theory. 2016. Volume 22, No. 2, pp. 22.2.5.

Cohn R. A Platonic Model of Funky Rhythms. Society for Music Theory. 2016. Volume 22, No. 2, pp. 22.2.1.

Karnes K. C. Recollecting Jewish Musics from the Baltic Bloodlands. Acta Musicologica LXXXIV. 2012, pp. 253–276.

McCreless P. Ownership, in music and music theory. Society for Music Theory. 2011. Volume 17, No. 1, 2011, pp. 17.1.5.

Pontos news. URL: http://www.pontos-news.gr/ ru/istoria (11.05.2016).

Tragaki D. Rebetiko Past, Performativity, and the Political: The Music of Yiannis Angelakas. Acta Musicologica LXXXIV, 2015, pp. 99–117.

Ζουρνατζιδης Ν. Ποντιακaχοροι. Αθήνα, 1989. 190 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.042-047

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.