Андалусский лад

Evgeny A. Pinchukov

Аннотация


Ладовый архетип фламенко усматривают в древней монодии – греческом дорийском (средневековом фри-
гийском), который испанские гитаристы трансформировали в аккордовую, гармоническую систему, поэ-
тому стало необходимым дать основному ладу фламенко новое название – андалусский лад. Между тем
в российском музыкознании он известен как «испанской доминантовый лад», который считается произ-
водным от гармонического минора, где опора перенесена с тоники на мажорный аккорд доминанты. Эта
не имеющая исторических оснований трактовка обусловлена спецификой проявления модально-гармо-
нических функций. Мажорный аккорд первой ступени (при фригийском звукоряде) резко отличается от
обычной тоники напряжённой, «доминантовой» окраской, что однако не мешает ему выполнять функцию
ладового центра, начинающего и заканчивающего движение. Основу гармонического развёртывания здесь
составляет чередование аккорда первой ступени c созвучиями нисходящего вводного тона (аккордами II,
VII6, V43 и др.), то есть многократно повторенный фригийский каданс, в котором сочетается диада мо-
дальных функций – ультима и пенультима (ultima & paenultima). Такое устройство лада призвано выразить
ностальгический этос фламенко, присущее испанской ментальности «трагическое чувство жизни» (Ми-
гель де Унамуно).

Ключевые слова: андалусский лад, доминантовый лад, вводный тон, фригийский каданс, ультима, пенуль-
тима, модальные функции.


Полный текст:

PDF

Литература


Asaf’ev B. Muzykal’naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Second Edition. Leningrad: Muzyka, 1971. 375 p.

Botkin V. P. Pis’ma ob Ispanii [Letters about Spain]. Leningrad: Nauka, 1976. 343 p.

Glinka M. I. Literaturnoe nasledie.T. 2. Pis’ma i dokumenty [The Literary Heritage. Vol. 2. Letters and Documents]. Leningrad: Muzgiz,1953. 890 p.

Istel’ Ye. Istoricheskaya sud’ba “Karmen” [The Historical Destiny of “Carmen”] Frantsuzskaya muzyka vtoroy poloviny XIX veka [The French Music of the Second Half of the 19th Century]. Compiled and Edited by M. S. Druskin. Moscow, 1938, pp. 189–202.

T’erso Zh. Bize i ispanskaya muzika [Tiersot J. Bizet and Spanish Music]. Ibid., pp. 171-188.

Fal’ya M. de. Stat’i o muzyke i muzykantakh [Falla M. de. Articles about Music and Musicians]. Moscow: Muzyka, 1971. 103 p.

Shevchenko A. Gitara flamenko. Melodii i ritmy [The Flamenco Guitar. Melodies and Rhythms]. Kiev: Muzychna Ukraina, 1988. 111 p.

Heinze L. Theoretische-praktische Harmonie-und Musiklehre [Theoretical-Practical Harmony and Music Theory]. Ober-Glogau: Heinrich Handel, 1867. 243 S.

Idelsohn, Abraham Z. Jewish Music in its Historical Development. NY: Dover Publications Inc., 1992. 535 p.

Kimmel W. The Phrygian Inflection and the Appearances of Death in Music. College Music Symposium. Volume 20, No. 2 (Fall, 1980), pp. 42–76.

Kirkpatrick R. Domenico Scarlatti. Princeton Univ. Press, New Jersey, 1953. 473 p.

Louis R., Thuille L. Harmonielehre [A Study of Harmony]. 2. Aflg. Stuttgart: Carl Grüninger, 1908. 405 S.

Manuel P. From Scarlatti to “Guantanamera”: Dual Tonicity in Spanish and Latin American Musics. Journal of the American Musicological Society. University of California. Volume 55, No. 2 (Summer 2002), pp. 311–336.

Manuel P. Modal Harmony in Andalusian, Eastern European, and Turkish Syncretic Musics. Yearbook for Traditional Music. Volume 21 (1989), pp. 70–94.

Mortimer P. Der Choral-Gesang zur Zeit der Reformation [Choral Singing at the Time of the Reformation]. Berlin: Georg Reiner, 1821. 112 S.

Rossy H. Teoría del cante jondo [The Theory of Traditional Flamenco Singing]. Barcelona: Credsa, 1966. 318 p.

Stubblefield, Terri. Maria Benitez: The Essence of Flamenco.World Literature Today. University of Oklahoma. Volume 80, No. 4 (Jul. – Aug., 2006), pp. 59–62.

Thomas K. Flamenco and Spanish dance. Dance Research Journal. University of Illinois. Volume 34, No. 1 (Summer, 2002), pp. 98–102.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.030-041

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.