Понятие интонации в полифонической музыке

Liudmila P. Kazantseva

Аннотация


Понятие музыкальной интонации трактуется в музыкознании многозначно. Российская наука продуктивно
использует его – вслед за Б. Асафьевым – для обозначения наименьшего образно-смыслового элемента му-
зыки. Для музыкальной интонации показательна полиморфность, то есть вариативность звукового оформ-
ления. Интонация легче опознаётся в одноголосной мелодии, но её атрибуция доставляет трудности в мно-
гоголосной музыке – как гомофонно-гармоническом, так и полифоническом многоголосии. В полифонии
звуковое оформление интонации различается в зависимости от характера взаимодействия голосов и – соот-
ветственно – от вида полифонии. В имитационной и подголосочной полифонии, как правило, одновремен-
но вибрируют разные звуковые формы одной и той же интонации. Возникает «интонационное поле» или
«полиинтонационное поле» – полифоническая ткань, образованная соответственно одной или несколькими
интонациями. В контрастной полифонии одновременно звучат разные одноголосные интонации. Похожий
результат – одновременное звучание двух или более интонаций – получается при сочетании нескольких
многоголосных пластов. Высокая смысловая значимость полифонической координации голосов даёт жизнь
– наряду с «темброинтонацией» (С. Слонимский), «гармонической интонацией» (Ю. Кремлёв), «ритмоин-
тонацией» и «интонацией динамики и артикуляции» (Ю. Холопов) – также и «полифонической интонации».

Ключевые слова: интонация, полифония, полифония пластов, полифоническая интонация.


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovskiy М. G. Melodika S. Prokof’eva [The Melodicism of Sergei Prokofiev]. Leningrad: Мuzyka, 1969. 232 p.

Intonatsia [Intonation]. Мuzykal’nyy slovar’ Grouva [Grove’s Dictionary of Music]. Translation from English, Editied by L. O. Akopyan. Мoscow: Praktika, 2001. P. 355.

Intonatsia [Intonation]. Riman G. Мuzykal’nyy slovar’ [Riemann Hugo. Musical Dictionary]. Translated from the 5th German Edition by B. Jurgenson. Мoscow, 2004. P. 355.

Kazantseva L. P. Osnovy muzykal’nogo soderzhaniya [The Foundations of the Theory of Musical Content]. Аstrakhan: Volga, 2009. 367 p.

Меdushevsky V. V. Intonatsionnaya teoriya v istoricheskoy perspektive [The Theory of Intonation in a Historical Perspective]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1985, No. 7, pp. 66–70.

Protopopov V. V. Istoria polifonii v ee vazhneishikh yavleniyakh. Russkaya klassicheskaya i sovetskaya muzika [The History of Counterpoint in its Most Important Events. Russian Classical and Soviet Music]. Moscow: Muzgiz, 1962. 294 p.

Frayonov V. P. Polifonia [Counterpoint]. Musukal’nyy entsiklopedicheskiy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Music]. Moscow, 1991, pp. 432–433.

Yavorskiy B. L. Konstruktsiya melodicheskogo protsessa [The Construction of the Melodic Process]. Belyaeva-Ekzempliarskaya S., Yavorskiy B. Struktura mеlodii: trudy Gosakademii khudozhestvennykh nauk [The Structure of the Melody: Works of the State Academy of Artistic Sciences]. Мoscow, 1929, pp. 7–36.

Yavorskiy B. L. Stroenie muzykal’noy rechi. Materialy i zametki [The Structure of Musical Language. Materials and Notes]. Мoscow, 1908. 40 p.

Intonation. Apel, Willi ed. Harvard Dictionary of Music, 2 ed. Cambridge, Massachusets: The Belknap Press of Harvard University Press, 1969. Р. 421.

Intonation. Kennedy, Michael; Kennedy, Joyce; Rutherford-Johnson, Tim, Ed. The Oxford Dictionary of Music. 6 ed. L.: Oxford University Press, 2013. Р. 420.

Intonation. Sadie, Stanley, Ed. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In 29 vol. 2 ed. L.: Grove, 2001. Vol. 12, pp. 502–505.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.006-012

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.