Иосиф Лапицкий и Михаил Бихтер – к истории творческого содружества режиссёра и дирижёра

Diana R. Bikkulova

Аннотация


12 декабря 1912 года постановкой «Евгения Онегина» П. Чайковского в Петербурге открылся Театр музы-
кальной драмы. Его создатель, режиссёр Иосиф Лапицкий видел ТМД плацдармом для оперной реформы,
пространством творческих экспериментов и новаций, затрагивающих все элементы спектакля. Идеального для
себя сподвижника и единомышленника Лапицкий нашёл в лице Михаила Бихтера, молодого выпускника Пе-
тербургской консерватории, ставшего музыкальным руководителем театра.
Основной задачей в работе с артистами театра Лапицкий и Бихтер видели достижение осмысленности
пения, сценической достоверности. Как музыкальный руководитель Бихтер с подачи Лапицкого проводил под-
робную индивидуальную работу не только с солистами ТМД, но и артистами хора.
По отзывам современников, дирижёрское прочтение М. Бихтера отличалось высокой степенью свобо-
ды в области темпоритма, обилием неожиданных акцентов и нюансов. Новаторские, отходящие от тради-
ции трактовки «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, «Снегурочки»
Н. А. Римского-Корсакова вызвали немало оживлённых дискуссий в печати и поставили перед оперной крити-
кой того времени вопрос о допустимой степени свободы художника-интерпретатора.
Объявленная Лапицким и Бихтером «борьба с рутиной», c укоренившимися исполнительскими штампами
послужила одним из катализаторов обновления оперного искусства.

Ключевые слова: И. М. Лапицкий, М. А. Бихтер, опера, Театр музыкальной драмы, музыкальная интерпре-
тация, оперное дирижирование.


Полный текст:

PDF

Литература


Aleksandrova E. I. Khorovaya mizanstsena v teorii i praktike muzykal’nogo teatra XX veka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Choral Mise en Scene in the Theory and Practice of 20th Century Musical Theatre: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2012. 33 р.

Bakanova L. N. Teatr Muzykal’noy Dramy I. M. Lapitskogo: k 100-letiyu sozdaniya [I. M. Lapitsky’s Theatre of Musical Drama: Towards the 100th Anniversary of its Founding]. Vestnik Sankt- Peterburgskogo gos. un-ta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Saint Petersburg State University of Culture and the Arts]. 2012, No. 1 (10), pp. 130–138.

Benua A. A. Dnevnik khudozhnika [Benois, A. A. Diary of an Artist]. Rech’ [Speech]. 1913, No. 274, р. 4.

Bogolyubov N. N. Shest’desyat let v opernom teatre. Vospominaniya rezhissera [Sixty Years at the Opera Theatre: Memoirs of a Director]. Moscow: VTO, 1967. 303 p.

Braudo E. Pushkinskiy spektakl’ v «Muzykal’noy drame» [A Performance of Pushkin at the “Musical Drama”]. Apollon [Apollo]. 1916, No. 1, pp. 46–47.

Brian M. I. Tat’yana [Tatiana]. Chaykovskiy i teatr [Tchaikovsky and Theatre]. Moscow; Leningrad, 1940, pp. 176–182.

Gozenpud A. A. Russkiy opernyy teatr mezhdu dvukh revolyutsiy. 1905–1917 [Russian Opera Between Two Revolutions. 1905–1917]. Leningrad: Muzyka, 1975. 367 p.

Knorozovsky I. Boris Godunov [Boris Godunov]. Teatr i iskusstvo [Theatre and Art]. 1913, No. 40, p. 787–789.

Kolomiytsov V. «Evgeniy Onegin» v Teatre muzykal’noy dramy [“Eugene Onegin” at the Theatre of Musical Drama]. Den’ [Day]. Petersburg, 1912, No. 72, 13.12.

Lapitsky I. M., Zapiska o khudozhestvennoy opere v Sankt-Peterburge: rukopis’ [A Note about Art Opera in Saint-Petersburg: Manuscript]. 1910. Rossiyskaya gosudarstvennaya biblioteka iskusstv [Russian State Art Library]. Fond 15, Inv. No. 1, st. 11. 6 p.

Lapitskiy I. M., Dopolnenie k «Zapiske o hudozhestvennoy opere»: stat’ya: rukopis’ [An addition to “Supplementary Material about Art Opera in Saint- Petersburg”: manuscript]. Rossiyskaya gosudarstvennaya biblioteka iskusstv [Russian State Art Library]. F. 15, inv. 1, unit 12. 6 p.

Levik S.Yu. Zapiski opernogo pevsa [Notes of an Opera Singer]. Moscow: Iskusstvo, 1962. 780 p.

Khronika [Сhronicles]. Vechernee vremya [Evening Time]. Petersburg, 1912 , No. 325, 12.12, p. 6.

Frame M. Cultural mobilization: Russian theatre and the First World War, 1914–1917. Slavonic and East European Review, Volume 90, Issue 2, April 2012, Pages 288–322.

Henson K. Opera Acts: Singers and Performance in the Late Nineteenth Century. Cambridge University Press, 2015. 264 p.

Navickaite-Martinelli L. Musical performance in a semiotic key. International Handbook of Semiotics. Springer Netherlands, 2015, pp. 741–758.

Ravet H. Negotiated Authority, Shared Creativity: Cooperation Models among Conductors and Performers. Musicae Scietiae, Volume 20, Issue 3, September 2016, pp. 287–303.

Wiley R. J. Tchaikovsky. Oxford University Press, 2011. 592 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.143-148

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.