Об одном модусе воплощения образа ночи в музыке

Alexandra V. Krylova

Аннотация


Статья посвящена рассмотрению одного из востребованных в музыкальном искусстве образов – образа
ночи. Отмечая множественность смысловых ракурсов воплощения данной темы в музыке, автор подчёр-
кивает доминирование двух: ночь как таинство любви, и ночь как архетип тьмы – бездны, бесконечности,
небытия, переживаемого человеческим сознанием как ужас, животный страх исчезновения. Исследование
природы этого образа, порождающих его эмоциональных движений души, а также средств воплощения его
в музыкальном искусстве – цель статьи. Автором предложен путь изучения данной темы, который основан
на рассмотрении биологической природы эмоций, специфики их проявления на физиологическом уровне
и ведёт к рассмотрению моделирования их в звуковом материале и оценке в историко-культурном срезе.
Это позволяет выделить устойчивые инвариантные средства воплощения эмоций, рождаемых образом Ночи
как предела бытия, на уровне средств музыкального языка. В процессе культурного отбора музыкальных
средств, способных осуществить художественное моделирование эмоции страха, продуцируемой темой
ночи, в перечень инвариантных попадают именно те, которые имеют ассоциативную связь с переживаемыми
организмом человека состояниями. Этот путь исследований представляется продуктивным, поскольку ведёт
к пониманию сути музыки как коммуникативной системы, апеллирующей к эмоционально-чувственной, а
не понятийной природе познания мира.

Ключевые слова: ночь, музыка, эмоции, страх, художественный образ.


Полный текст:

PDF

Литература


Borovoy E. M. Strakh i sotsial’noe bytie cheloveka: dis. ... kand. filos. nauk [Fear and the Social Existence of the Human Being: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Philosophical Science]. Novosibirsk, 2006. 182 p.

Delyumo Zh., Frezer Dzh. Identifikatsiya uzhasa [Delumeau Jean, Frazer James George. Identification of Horror]. Moscow: Algoritm, 2009. 240 p.

Krylova A. V. Muzyka nochi: ot metafory k sobytiyu [Music of Night: from the Metaphor to Event]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2012, No. 2 (33), pp. 76– 79.

Fiziologiya i psikhologiya strakha [The Physiology and Psychology of Fear]. Psikhiatriya i psikhologiya: MedLinks [Psychiatry and Psychology: MedLinks]. URL: http://www.medlinks.ru/article. php?sid=46337 (25.07.2016).

Freyd Z. Po tu storonu printsipa udovol’stviya [Freud, Sigmund. Beyond the Pleasure Principle]. Moscow: Prosveshchenie, 1992. 576 c.

Furtay F. “Noch’” i “Den’” kak arkhetipy bol’shogo khudozhestvennogo stilya [“Night” and “Day” as Archetypes of The Grand Artistic Style]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad Pushkin State University]. 2010. Issue 3, Volume 2, pp. 219– 224.

Khaydegger M. Chto takoe metafizika [Heidegger, Martin. What is Metaphysics]. Vladimir Bibikhin, perevody [Vladimir Bibikhin. Translations]. URL: http://www.bibikhin.ru/cto_takoe_metafizika (25.07.2016).

Kholopova V. N. Muzykal’nye emotsii: uchebnoe posobie dlya muzykal’nykh vuzov i vuzov iskusstv [Musical Emotions: a Textbook for Musical High Schools and Art Colleges]. Moscow: Multiprint, 2010. 348 p.

Davies S. The Expression of Emotion in Music. Mind. 1980. LXXXIX, pp. 67–86.

Juslin P., Sloboda J. (Eds.) Music and Emotion. Oxford University Press, 2001 (repr/2002, 2003, 2004). P. 82.

Peltola H., Saresma T. Spatial and Bodily Metaphors in Narrating the Experience of Listening to Sad Music. Musicae Scientiae. September 2014, 18, pp. 292–306.

Robinson J. Deeper than Reason: Emotion and Its Role in Literature, Music, and Art. Oxford University Press, USA; New Ed edition (14 Jun. 2007). 516 p.

Robinson J., Hatten R. Emotions in Music. Music Theory Spectrum. 2012. Volume 34(2), pp. 71–106.

Saarikallio S. Music as Emotion Regulation. Musicae Scientiae. March 2016, 20 (10), p. 10.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.131-136

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.