Домровое искусство в различных контекстах музыкального творчества

Tatiana N. Smirnova

Аннотация


106
Музыкальная ку льт ура России
В статье зафиксированы заметные модификации, обеспечившие пребывание домрового искусства в реестре
академического. Отмечен и факт сохранения самобытных знаков его изначальной органики. Эти два обсто-
ятельства объясняют устойчивое восприятие домры как народно-академического инструмента, способного в
зависимости от репертуара, манеры игры, природы мышления музыкантов склоняться в ту или иную сторону.
В связи с обсуждением понятия «академический статус» в статье высказывается гипотеза о взаимодействии
процессов академизации и интернационализации. Ракурс рассуждений, исходящий из теории В. Конен о трёх
пластах искусства – фольклорном, профессиональном и так называемом «третьем пласте», позволил укрепить
тезис о том, что в различных проявлениях и на разных этапах развития домровое искусство может относиться
к любому из них. Непростая история этого инструмента пришла ныне к тому этапу, когда он стоит в одном
ряду с профессиональными академическими явлениями и занимает свою нишу в музыкальной культуре совре-
менности.

Ключевые слова: домра, пласты культуры, академизация, центр и периферия, интернационализация.


Полный текст:

PDF

Литература


Belkin A. A. Russkie skomorokhi [The Russian Skomorokhs]. Moscow: Nauka, 1975. 194 р.

Varlamov D. I. Metamorfozy narodnogo muzykal’nogo instrumentariya: monografiya [The Metamorphosis of Folk Musical Instruments: a Monographic Work]. Moscow: Kompozitor, 2009. 180 р.

Vertkov K. A. Russkie narodnye instrumenty [Russian Folk Instruments]. Leningrad: Muzyka, 1975. 280 p.

Galitskaya S. P. O professionalizme v traditsionnoy muzykal’noy kul’ture [On Professionalism in Traditional Musical Culture]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015, No. 4, pp. 5–14.

Elemanova S. A. Ponyatie «professionalizma ustnoy traditsii» i kazakhskaya pesennaya kul’tura: novye i starye voprosy [The Concept of “Professionalism of the Oral Tradition” and the Kazakh Song Culture: New and Old Issues]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 4 (17), pp. 57–62.

Imkhanitsky M. I. Istoriya ispolnitel’stva na russkikh narodnykh instrumentakh: ucheb. posobie dlya muz. vuzov i uchilishch [History of Performance on Russian Folk Instruments: Textbook for Music Schools and Colleges]. Moscow: Gnessin Russian Academy of Music, 2002. 351 p.

Kartashova T. V. Up-shastriya kak zvukovoy simvol muzykal’noy kul’tury Yuzhnoy Azii [Up-shastriya as a Sonar Symbol of the Musical Culture of South Asia]. Iskusstvo kak fenomen kul’tury: traditsii i perspektivy [Art as a Cultural Phenomenon: Tradition and Perspectives]. Moscow, 2015, pp. 147–155.

Konеn V. Dzh. Tretiy plast: novye massovye zhanry v muzyke XX veka: monografiya [The Third Stratum: New Mass Genres in 20th Century Music: Monographic Work]. Moscow: Muzyka, 1994. 160 p.

Sokhor A. N. O massovoy muzyke [About Mass Music]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Issues of Theory and Aesthetics of Music]. Issue 13. Leningrad, 1974, pp. 3–31.

Trembovelskiy E. B. Organizatsiya kul’turnogo prostranstva Rossii: otnoshenie tsentrov i periferii [The Organization of the Cultural Space in Russia: Attitudes in the Centres and the Periphery]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2003, No. 2, pp. 132–137.

Atre P. Enlightening the Listener. Contemporary North Indian Classical Vocal Music Performance. New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd, 2000. 154 p.

Delalande F. Postscript: Music Composition, Creativity and Collaboration. Musicae scientiae, 2016, pp. 457–461.

Goldman J. Text and Beyond. The Process of Music Composition from the 19th to the 20th Century. Ut Orpheus, 2016. 320 p.

Prior N. Critique and Renewal in the Sociology of Music: Bourdieu and Beyond. Cultural Sociology, 2011, pp. 121.

Tymoczko D. Geometry of Music. Harmony and Counterpoint in the Extended Common Practice. New York: Oxford University Press, 2011. 450 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.099-106

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.